Как выбрать дизайнера. Исповедь инсайдера.

22
Этой статьёй я, возможно, навлеку на свою голову гнев коллег-дизайнеров, т.к. планирую посвятить Заказчика в некоторые проблемные вопросы внутренней «кухни» нашей профессии, обычно умалчиваемые в статьях на подобные темы. Однако я считаю, что откровенный диалог ничего кроме пользы принести не может

Что интересует Заказчика в дизайн-проекте? Чем он руководствуется, выбирая того, или иного дизайнера? Как и в любой области, здесь должны действовать три основных критерия: качество – цена — сроки. В каждом конкретном случае важность этих критериев может меняться относительно друг друга, но именно эти три показателя всегда совокупно составляют основные свойства того конечного продукта, который и приобретается Заказчиком.

Осталось разобраться: Что такое «качество» в работе дизайнера, и как правильно его оценить? А так же, какие цены и сроки разработки дизайн-проекта можно считать адекватными.

О цене и сроках придётся поговорить отдельно, в следующих статьях. Здесь же мы разберёмся с более сложным (и достаточно эфемерным, в приложении к понятию «дизайн») вопросом качества. 

Инсайд первый: продавцы красивых фантиков.

Существует, сколь распространённое, столь и ошибочное мнение, что дизайн – это просто «умение делать красиво». И, с позиции неопытного Заказчика, это зачастую кажется именно так… (по красивым картинкам портфолио Заказчик, как правило, и выбирает Дизайнера).

Но так это лишь при поверхностном взгляде. Разумеется, результат работы дизайнера должен быть эстетичен, привлекателен, выдержан в хорошем вкусе.  Но при этом (хотя дизайн безусловно является искусством!), речь идёт здесь об искусстве не свободном, а прикладном. То есть внешняя сторона дизайна, его «красивость» существует ни в коем случае не самостоятельно, а в качестве приложения к внутреннему содержанию и смыслу создаваемого проекта.  Настоящий дизайнер никогда не бывает «свободным художником» — вся его деятельность жёстко подчинена функциональности объекта приложения его искусства.

Очень показательно, что в многочисленных популярных телепередачах и журналах, посвящённых дизайну интерьера и архитектурному дизайну, речь, как правило, идёт исключительно об эстетических идеях дизайна: обсуждаются приёмы декорирования пространства, много внимания уделяется деталям, акцентируются отдельные торговые марки (понятное дело!).  Часто подробно демонстрируется процесс изготовления какого-нибудь дизайнерского аксессуара или элемента… И это всё нужно, всё хорошо… Но! О функциональности создаваемого интерьера в большинстве случаев даже не упоминается. Такое впечатление, что во главу угла ставится оригинальность дизайнерских изысков, а цвет и фактура превалирует над свойствами материала… И самое печальное, что впечатление это во многом соответствует действительности… 

Современная парадигма дизайна такова, что функциональность (именно то, что отличает дизайн от свободного искусства) выносится за скобки и не учитывается, как бы подразумеваясь… А это всё равно как если бы в медицине анатомия и физиология только подразумевались, но предметно не рассматривались… В результате дизайн становится всё менее прикладным, всё более отходя в область «искусства в себе»… Но фокус в том, что дизайн не прикладным быть не может. Не прикладной дизайн, это уже не дизайн, а живопись, скульптура, графика… да хоть музыка или поэзия – но только не дизайн!

Общее понятие «дизайн интерьера» включает в себя три неотъемлемые друг от друга составляющие:

1.

Функциональная дизайнерская идея

Проработка интерьера с точки зрения его практичности, удобства использования по конкретному назначению — в качестве жилья, офиса, торгового помещения и т.п. Интерьер обязан быть эргономичным, учитывать реальные потребности и специфику запросов конкретного Заказчика. В английском языке существует очень точный (более точный чем «эргономичность») термин для описания совокупности критериев функциональной дизайнерской идеи – usability – т.е. удобство использования, в широком смысле.

Функциональная дизайнерская идея реализуется главным образом через разработку Объёмно-Планировочного Решения (ОПР), куда входит зонирование помещения, расстановка мебели и сантехоборудования: определяются размеры, форма и конфигурация всех помещений, размечаются стены и перегородки, проёмы, направление открывания дверей, расставляется мебель…

Это сложная и кропотливая часть работы, требующая от дизайнера учёта множества факторов – причём существующих не в отдельности, а взаимодействующих и влияющих друг на друга. Именно на этой стадии проявляются наиболее проблемные «узлы» интерьера, которые дизайнер должен уметь аккуратно «распутать» (не уподобляясь здесь Александру Македонскому). Каждое предыдущее решение влияет на последующее, открывая одни возможности, и ограничивая другие. Иногда, чтобы найти оптимальное решение, требуется вернуться на несколько ходов назад и много раз пройти одной и той же дорогой, пробуя различные комбинации вариантов.

2.

Эстетическая дизайнерская идея

То, что общеупотребительно и называется «дизайном»; то, что служит внешней оболочкой функциональной идеи; создаёт стиль; делает интерьер красивым…

На самом деле, работу над эстетикой дизайнер начинает ещё на стадии проработки функциональной идеи. Эти два процесса идут параллельно, тесно переплетаясь и взаимодействуя между собой. Решая каждую функциональную задачу,  дизайнер должен всегда задаваться вопросом: «А как это будет выглядеть?» и выбирать среди различных вариантов функциональных решений оптимальное соотношение между функцией и эстетикой – подстраивать одно под другое.  Никому не нужен удобный, но безобразно выглядящий интерьер. Обратное – столь же верно.

Эстетическая дизайнерская идея воплощается в эскизах, компьютерной визуализации… При этом, она должна быть не абстрактна, а  привязываться к конкретной функциональной идее, «садиться» на неё как хороший костюм на хорошую фигуру

3.

Рабочая Документация проекта

Это инструкция по реализации п. 1-2 (функциональной и эстетической идей дизайнера), представленная в виде  чертежей, схем, эскизов, текстовых пояснений и т.п. Без этого все дизайнерские идеи немногого стоят.
Во-первых, автор проекта должен дать строителям исчерпывающее представление о том, как реализовать его замысел. Строителю для работы нужны не столько красивые картинки, сколь простые и понятные чертежи и схемы – с точными размерами и указаниями. Слов «как-нибудь», «приблизительно», «примерно» хороший строитель не понимает — это терминология халтурщиков. Только грамотная Рабочая Документация даёт строителям возможность точно реализовать проект.

Во-вторых, для составления Рабочей Документации проекта, дизайнер должен, прежде всего, сам хорошо представлять – как именно будут воплощаться в жизнь его задумки.  Поэтому, в процессе подготовки рабочей документации, дизайнер ещё раз, предметно проверяет свой проект на наличие всяческих «подводных камней» — здесь сразу проявляются все недочёты. Качественно подготовленная Рабочая Документация – своеобразный знак качества для всего проекта.

Вот три неотъемлемые составляющие полноценного дизайн-проекта

Выбирая дизайнера для своего интерьера, недостаточно ознакомиться с портфолио его работ, состоящим из красивых картинок, фотографий и (тем более!) визуализаций. Обязательно нужно попросить его продемонстрировать примеры объёмно-планировочных решений и оценить их с точки зрения функциональности, задать вопросы о причинах принятия того, или иного решения – и посмотреть насколько внятно дизайнер способен сформулировать внутреннюю идею функциональности проекта.

И, конечно, непременно следует ознакомиться с примерами Рабочей Документации, подготовленной данным дизайнером. Это не явный, но самый лучший и точный индикатор общего уровня квалификации и качества работы дизайнера. Если чертежи выполнены профессионально, видна высокая степень детализации и проработки – это верный знак, что вы имеете дело именно с дизайнером высокого уровня, а не со «свободным художником», случайным в данной профессии.

На деле дизайнеры зачастую предлагают Заказчику пустую и красивую упаковку – «фантик без конфеты». Которая, правда, не имеет смысла сама по себе… если вы, конечно, не коллекционируете фантики.

Точнее… номинально в предлагаемом продукте может присутствовать всё – и «фантик» (эстетически проработанная идея) и сама «конфетка» (функциональная идея + рабочая документация). Но соль в том, что качество упаковки (как это нередко бывает и в других сферах) часто оказывается значительно выше качества содержимого. А судить о товаре Заказчику приходится по упаковке т.к. сразу оценить содержимое практически невозможно – весь брак обнаруживается только при попытке перенести проект с бумаги на реальный интерьер.  

Почему же так происходит? В этом состоит следующий дизайнерский секрет…

Инсайд второй: 5% компетентности

Нередко и сами дизайнеры воспринимают свою работу, прежде всего, с эстетической стороны. Это – недостаток школы.

Общаясь с некоторыми своими коллегами, я с удивлением обнаружил, что во многих современных школах дизайна просто не преподают такие дисциплины как, например, материаловедение. Молодой специалист получает диплом, имея достаточные познания в истории архитектуры, ориентируясь в стилях  и направлениях, умея правильно и к месту произносить такие, завораживающие Заказчика, слова как «арт-нуво», «эклектика», «инсталляция»… но не имея даже самых общих представлений о том, из чего и как именно будет делаться то, что он нафантазирует в своём творческом порыве…

И в результате на бумаге появляется то, что в реальности никак воплощено быть не может. Или будет шататься, трескаться и рушится в процессе эксплуатации. Дизайнер зачастую просто не знает, на каком языке разговаривать со строителями (я имею ввиду не профессиональный мат, а язык чертежей, схем и технологий).

Никто не требует от дизайнера по интерьерам углублённых познаний в инженерных коммуникациях. Но хоть самые общие представления о водоснабжении, канализации, вентиляции, электроснабжении ему иметь просто необходимо – иначе он нарисует унитаз в таком месте, где его поставить никак нельзя… или можно, но обойдётся это Заказчику в кругленькую сумму… А сделай чуть иначе… (чуть-чуть!)… и никаких проблем. Или хотя бы предложи варианты – объясни, что можно вот так и так, и этот вариант в чём-то будет лучше, но обойдётся намного дороже – пусть Заказчик выберет то, что для него в данном случае важнее, а задача дизайнера – помочь ему с выбором, оказать профессиональную поддержку… Но беда-то в том, что сам дизайнер порой просто не догадывается о проблемах, которые он закладывает в свой проект, лёгким движением карандаша или компьютерной мышки.

А ведь то, что делает дизайнер по интерьерам, называется «Дизайн-Проект»… То есть речь идёт о проектировании, а не о рисовании… Результат работы дизайнера не будет висеть на стене в каком-нибудь музее – он должен быть реализован в виде реального интерьера – в кирпиче, гипсе, стекле, камне, бетоне, металле, дереве…

И самое печально-смешное в этой ситуации, что наличие диплома у такого специалиста не только вводит в заблуждение Заказчика или работодателя. Такой диплом, прежде всего, вводит в заблуждение самого его обладателя, вселяя в него сколь искреннюю, столь необоснованную уверенность в своих знаниях и возможностях… И с этой уверенностью он смело берётся за работу. Помните: «Уверенность дилетанта – мечта профессионала!»?..

Нет! Нет! Нет! Я ни в коем случае не хочу сказать, что все молодые специалисты плохи и некомпетентны, а все учебные заведения, готовящие дизайнеров находятся на уровне анекдотичного «калинарного» техникума. Среди молодых специалистов есть восхитительно талантливые ребята, которым можно только позавидовать. Но их – чудовищно мало! Как в любой профессии – талантов гораздо меньше, чем вообще всех, кто занят в этой профессии. Статистика говорит – один из 20. И эти 5%, по сути, двигают вперёд всю отрасль, всё направление – тянут за собой сверстников, наступают на пятки старшим, ищут, находят, внедряют, раздвигают горизонты, расширяют представления, борются с негативными тенденциями, рождают позитивные… И честь им за это, и хвала, и слава!

Но! Их всего 5%. И вероятность того, что именно вы попадёте на такого высококлассного и талантливого специалиста составляет всего 1 шанс из 20.

Leave A Reply

Your email address will not be published.