подробно о каминах
Камин, как символ достатка и степенности ресторана играет едва ли не главную роль в экономическом процветании заведения. Постоянные клиенты и вновь прибывшие выбирают столик поближе к теплому очагу, особенно зимой. Являясь средоточием внимания и темой для разговора, камин создает особую атмосферу интимности, привнося с запахом дыма и треском поленьев незабываемые ощущения своей исключительности, талантливости, блистательности в компании друзей удобно расположившихся вокруг камина. Минимализм в архитектуре и декоре камина пока еще остается в моде, как и в повседневной жизни. Не выделяться, не куражиться и быть естественным- таково требование моды на пороге второго тысячелетия. Следуя этим веяниям, архитекторы, проектирующие каминный зал в ресторане следуют естественной логике минимализма: камин должен быть демократичен, универсален и без претензий. Но он должен органично вписаться в пропорции колон, окон, сцены, бара, мебели.
Стилистические особенности каминов столь же разнообразны, как и стили архитектуры: классицизм, готика, барокко, ампир, конструктивизм, модерн, авангард и др.
Чаще всего камины в ресторане располагают вдоль самой длинной стенки, добиваясь наиболее выгодного соотношения между дверными проемами или расчленяя стенку гармоничными пропорциями камина. Маршрутные карты движения обслуживающего персонала и гостей составляются таким образом, чтобы в пределах 10 метров от очага не было мельтешения ног, сверкания подносов и бабочек вышколенных официантов.
Русский архитектор Шехтель Ф. О. -автор многочисленных архитектурных памятников: Ярославский вокзал, особняк Рябушинского, приемная МИД -основоположник русского модерна, автор каминов, фонтанов, балюстрад, которые сейчас являются золотым фондом русского каменного зодчества.
Если подойти к современному ресторану по гранитным ступеням с резными балясинами и цветочницами из базальта, то сразу возникает ощущение, что это где-то уже было. Действительно, современные мастера-камнерезчики Вячеслав Скворцов, Вячеслав Суслин в своих дизайн-проектах и резном каменном декоре используют национальные каменные традиции. Камины в Кремле, украшенные львами и орлами выполненные блестящим мастером -камнерезчиком Солодухиным Анатолием выводят русскую школу камнерезчиков на мировой уровень. А камины в зале приемов Кремля выточенные мастером Носовым Алексеем поднимают национальное самосознание русского человека на качественно новую ступень.
Не маловажную роль в декорах загородного дома играют изделия из мягких полрод камня: песчаник, известняк, доломит, туф, травертин, чешма. Москва потому и называется белокаменной, что вся русская равнина, богатая мягким камнем, поставляла в Москву белый отделочный материал. Мягкими породами отделывают камны, печи, колонны, балюстрады. Сейчас в ходу у московских застройщиков известняк и песчаник бежевых песчаных тонов. Он подходит под любой интерьер, строг и изыскан. Он легко обрабатывается и дешевле мрамора.
Бучардовая рваная поверхность камня является достоинством каменного декора камина. Сегодня рваная скала, камень с естественным сколом, украшает многие рестораны на цоколе, в подвале, камине. При этом ценится камень, имеющий однородную фактуру и камень, калиброванный по толщине. Изысканные розоватые и фисташковые тона, особенно редкие голубоватые, потому и дорогие, придают камину особый колорит и неповторимость. Более простые и дешевые полевой шпат, кварцит, речная галька также украшают фасады каминов многих московских ресторанов.
Сейчас существует большое разнообразие каминов в русском стиле как по геометрии и форме, так и по структуре поверхности и виду материала. По геометрии: угловой, пристенный, утопленный в нишу,с банкетками, дровницами. По материалу: брусчатка, галька, булыжник, бучарда, колотый мрамор, штукатурка под камень, колотый кирпич. По функциям- декоративный огонь, источник тепла с высоким КПД, мангал для шашлыка, водогрейный котел.
В генах человека очень живуча «память» о скальном, пещерном периоде цивилизации. Ничто так не завораживает взгляд, как горящие рыжие языки пламени в гроте или в скале. Можно, конечно, заковать огонь в чугун или латунь, можно отгородиться от огня жаростойким стеклом, и это будет современно, престижно. Но во всем должно преобладать чувство меры. С большой долей скепсиса необходимо отнестись к современным отделочным материалам- полимерам. Применение полимеров в отделке каминов- новое веяние, новаторский стиль, и уж если Вы решили облицевать свой камин байрамиксом, латексом, венецианской штукатуркой, то тщательно прочитайте инструкцию- выдержит ли Ваше покрытие температуру камина, а в отсутствие хозяина и тепла- минусовую температуру.
Различные стили и направления в дизайне каминов рассчитаны как на индивидуальное созерцание огня, так и на общественное созерцание в ресторане, где каждый посетитель может положить полено в огонь и погладить рыжую гриву огня. Конечно, общественный камин значительно отличается от индивидуального кабинетного или семейного камина. Нелепо смотрятся камины в ресторане с чугунной кассетой и с термостойким стеклом. Учитывая большие размеры каминного зала в ресторане необходимо учесть грамотное сочетание пропорций камина с площадью зала. На сегодняшний день самые большие чугунные топки в портале имеют размер 680х800 мм. Теперь мысленно поставьте такой прямоугольник на место будущего камина и Вы сразу поймете, отойдя на 20 метров, что его практически не видно. Поэтому портал топки должен быть открытым и иметь размер не менее 1000х800 мм, так чтобы огонь был виден со всех сторон.
Пластическое искусство и художественное конструирование в современных дизайн-проектах приобретают зримые черты «новорусского» формотворчества в интерьерах ресторанов. Для полноценного осмысления эстетики архитектурного образа каминного зала в ресторанах необходимо учесть пять составляющих: вкус хозяина, бюджет, моду, контингент поситителей, сроки.
Наш короткий обзор посвящен каминным залам в ресторанах. Рассматривая каминный зал, как маленькую часть всего питейного заведения необходимо учитывать все его составляющие: (см. выше).
Классицизм
Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов и светотеней. Одной из важнейших черт классицизма является обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому эталону, основной язык классицизма — ордер, перспектива, лаконизм. Точность лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь каминной облицовки с окружающим интерьером отличительная черта классических каминов. Пластика классических каминов, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, при этом конструктор-декоратор создает «естественную» конструкцию камина, подчиняя ее элементам композиции, а не наоборот (как делают в стиле рустик, модерн, конструктивизм и т.д.). Традиции русского классицизма в дворцовых интерьерах «Метрополя», «Гранд-Опера» — яркий образец симметрично-осевых планировочных систем. Интерьер русского ресторана издревле считался у гурманов театральной декорацией, где сходились купцы, фабриканты, политики не столько для еды, сколько для приятного времяпровождения в кругу друзей, артистов, цыган. Русский ресторан — это редкое, дорогое, необычное зрелище с лихим сюжетом, иногда дракой, но чаще самоутверждением и «пропиской» в табеле о рангах в высших слоях общества.
Пластические формы каминных облицовок декорируются малой каменной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, академической резьбой и станковой живописью. К примеру на фото: колонны сделаны из точеного мрамора Кибик Кордон, столешницы из Бьянка-Карара, фундамент — цоколь из колотого гранита — Мансуровского.
Академизм
Как разновидность классицизма следует догмам и классическим традициям: ветвь винограда, львиная лапа, колосья пшеницы, роза Тюдора в декоре камина (античные и библейские сюжеты).
Неоклассицизм
Подражание классицизму, но очищенное от конкретно- исторического содержания пластическая форма «притянутая» к ценностям и моде реального времени. Это более распространенный тип каминов в московских ресторанах чем чистый классический, по одной причине: он более демократичен и вписывается в самые замысловатые интерьеры.
Рустик
Рустик в переводе с латинского обозначает простой -грубый. Причем это относится не только к каминам, но и к дереву, ткани, керамике. Необработанная грубая поверхность в сочетании с утонченным узором, полированным камнем и стеклянной дверцей украшает каждый второй каминный зал. Благодаря фирмам GODIN, LOKI, CHEMENI PHILIPPE, КАРИАТИДА в Москве появились камины в стиле «Рустик». Он наиболее популярен в современных новорусских клубах и ресторанах. Колотый, рванный камень: туф, песчаник, доломит, известняк, гранит, мрамор, покрытый каменным лаком — основной декоративный элемент отделки камина в стиле «Рустик». Камин в рустике удачно сочетается с модерновой мебелью и хайтековской электронной аппаратурой. Создавая рустиковские интерьеры дизайнеры иногда путают его с кантри, но у кантри свое лицо.
Кантри
Это народный стиль. Камин в стиле русской печи, с использованием керамики, майолики, глазури, орнамента — его основная отличительная особенность. Часто декорируют булыжником, скалой, галькой, создавая подобие первобытного очага.
Авангард
Поиск новых форм пластического и декоративного оформления камина. В этом поиске принимают участие все: прораб, хозяин, мастер-печник, архитектор, дизайнер. В результате появляется камин эклектический, а иногда безликий. Но если в геометрических формах присутствует чувство меры, то он становится достойным украшением современного интерьера ресторана.
Конструктивизм
Этим стилем увлекаются мастера — одиночки, технари, вчерашние м.н.с. и к.т.н., которые навязывают свой стиль техно -конструкции заказчику.
В этом стиле отсутствует: золотое сечение; пропорции; грамотная цветовая гамма; сочетание с интерьером.
Зато присутствуют очень важные элементы: прекрасная тяга; пожарные нормы; высокий КПД; конструкция камина соответствует всем требованиям СНиП и ГОСТ.
Пластичные и декоративные элементы стоят на службе у конструкторского строения пода топки, зуба, дефлектора, эжектора, дымосборника, задвижки, дымохода.
Модерн
Близок к авангарду и эклектике, но с претензией на оригинальность. Московские дизайнерские фирмы охотно работают в этом стиле, т.к. для автора-дизайнера это полигон для осуществления своих творческих идей. Автору этих строк приходилось участвовать в разработке постмодернового камина в модерновом интерьере. Так вот, задача стояла такая: камин-очаг должен стоять в центре зала, открытый с четырех сторон, он должен крутиться, с дымосборника должна литься вода, в гроте и нише должна звучать светомузыка, он должен опускаться и подниматься, а по необходимости и полностью убираться за 30 минут. На стадии проектирования возникло множество проблем с пожарными и эксплуатационными нормами, но камин все же был смонтирован с уменьшением его функций: убрали светомузыку и подъем.
Викторианский стиль
Это типовые английские камины, утопленные в нишу в стене, зачастую обшитые деревянным орнаментом. Гармонично вписывается в ресторан-кабинет и в большие залы классического, академического стиля.
Арт-дизайн
Так называемый авторский дизайн. Здесь важно имя автора или название фирмы. Среди московских фирм специализирующихся на авторском дизайне каминов следует выделить, пожалуй, три: «Мастер», «Loki», «Гран-При». Есть мастера — одиночки очередь к которым расписана на два года вперед: Юрий Мойсеев, Геннадий Андреев, Владимир Фуражкин и др. Этим мастерам подвластны и дворцовые камины, и рустик, и классические. Лицо автора видно в тщательной подгонке каждого камешка, в пропорциях, в цвете, в темпоритме. Здесь все продумано до мелочей. (см. фото.).
Новорусский стиль
Эти камины по общему наблюдению специалистов напоминают романский стиль. В них присутствует помпезность, претензиосность, грубовато -брутальные формы. Топка не менее 1500X1800 мм, в которой можно жарить шашлык, а по необходимости и «клад зарыть». Вертикальные стенки из крупных, едва обработанных камней, горизонтальные столешницы из камня: гранита, доломита, песчаника толщиной до 150 мм. Крупные кованные решетки, зольник, задняя футеровка из литого цветного металла, наличие всевозможных полочек, банкеток, ниш -главная отличительная особенность «новорусских» каминов. Как правило, они пристроены в эркер или к стенке в зале приемов.
Камины в стиле барокко, ампир, готики — редкое явление в современных каминных залах.. К этим каминам у дизайнеров трепетное отношение, так как они становятся заметным явлением в современном пластическом формотворчестве: о них пишут, их хвалят, они становятся выдающемся произведением искусства в современных интерьерах.
Не лишне напомнить владельцам ресторанов основные правила по эксплуатации камина.
Рекомендуемые сорта древесины: ольха, осина, которые горят без потрескивания, выбрасывания искр и не образуют сажи. Не рекомендуется растапливать очаг сырым топливом.
Рекомендации по растопке очага.
1. Необходимо соорудить навес для хранения дров на улице, во избежание намокания дров, которые будут коптить и дымить в очаге.
2. Сухие чурки мелко наколоть и занести в помещение для окончательной просушки.
3. Открыть демпферную задвижку.
4. Зажечь большой лист бумаги и открытым пламенем «пробить» холодный воздух в устье топки на входе в дымоход.
5. Следить за тем чтобы в момент розжига было открытое пламя (высотой до 400 мм.).
6. Поддерживать процесс горения открытым пламенем сухими щепками хотя бы 5-10 минут ( 10-15 минут в зимнее время).
7. Затем можно добавлять небольшие поленья сечением 30-40 мм, длинной до 350 мм.
8. Тлеющие угли на колоснике необходимо собрать кочергой в кучку до полного сгорания и превращения в пепел.
9. После каждой протопки очага, камина через час или два необходимо все продукты сгорания сгрести в зольник и выбросить, в противном случае — пепел будет проедать метал, камень, кирпич и скоро ваш очаг начнет дурно пахнуть, как пепельница, из которой не выбросили окурки.
10. После каждой протопки, когда очаг остыл, необходимо влажной тряпкой прочистить металлические поверхности от сажи и веничком вымести остатки пепла из всех углов.
11. Медную емкость с водой (10 литров) установить на пол рядом с очагом, это украсит ваш интерьер и обезопасит вас от неожиданностей.
12. Для удобства необходимо приобрести: щипцы, кочергу, щетку, совок, защитный экран., стальной трос с ершом.
13. Два раза в году чистить дымоход от сажи, копоти и смолы, которые накапливаясь на стенках дымохода. являются повышенным источником пожара.
14. Во избежание переохлаждения помещения в холодное время года необходимо закрывать задвижку дымохода,
Не рекомендуется:
1. Топить очаг хвойными породами дерева .
2. Бросать в огонь фанеру и большие не расколотые дрова.
3. Бросать в огонь пустые пачки от сигарет, от молока, сока, пластиковые пакеты.
4. Заполнять топливом топку очага более чем на четверть ее объема.
5. Класть в топку поленья, превышающие длину топки.
Запрещается:
1. Раскрывать окна и двери во время горения очага.
2. Выгребать горящие угли из зольника и выносить на улицу.
3. Хранить и развешивать одежду и ветошь в помещении, где очаг.
4. Хранить в помещении летучие и воспламеняющиеся жидкости.
5. Чистить металлические и медные поверхности наждачной шкуркой.
6. Топить очаг поленьями диаметром более чем 100 мм.
7. Оставлять без присмотра растопленный очаг.
Выполняя эти несложные правила вы обезопасите свой каминный зал от пожара и каждая растопка очага превратится в торжественный ритуал не лишенный романтизма и загадочности.