Азбука краснодеревщика

768
15.01.2004 21:44

Береза в мебельном деле России XVIII — начала XX века

Береза является одной из самых распространенных в России древесных пород. Здесь произрастает множество разновидностей этого дерева, среди которых наиболее распространены береза белая или обыкновенная (Betula alba), береза бородавчатая (Betula pubescens), береза пушистая (Betula verrucosa). Древесина березы достаточно твердая и упругая, однородная по строению, тонковолокнистая. Она легко обтачивается, режется, хорошо полируется, после обработки приобретает красивый золотистый оттенок и шелковистую поверхность. Все эти качества снискали ей популярность в отечественном мебельном деле. Особенно красива древесина надкорневой свилеватой части ствола — так называемая волнистая береза, обладающая муаровым рисунком и мягким блеском. Наибольшую ценность для художественных работ представляет карельская береза с узорчатой мраморовидной древесиной. Она не считается особым видом, но только разновидностью березы бородавчатой с характерными утолщениями (наплывами) на стволе, происходящими от местных условий произрастания деревьев. Такая береза растет главным образом на севере России в лесах Карелии.

Русские мастера с незапамятных времен использовали для изготовления мебели светлые породы древесины, приятно радовавшей глаз в долгие зимние вечера своим солнечным золотистым цветом. Это так называемые ильмовые породы, под которыми обычно понимают вяз, карагач, ясень. Мебель из этих светлых древесных пород считалась нарядной и составляла обстановку домов состоятельных владельцев. Гораздо позже ильмовых пород были открыты декоративные качества березы, хотя она широко применялась в мебельном деле России, но только как «строительный» материал. Почти на всем протяжении XVIII века березовая мебель окрашивалась по левкасу или морилась. Такие свойства березы, как твердость и упругость сделали ее особенно пригодной для морения — то есть глубокой прокраски древесины в горячих растворах природных и химических красителей. Мореная береза удачно имитировала такие ценные породы, как красное дерево и орех.

Первыми декоративные качества березы открыли мастера наборного дерева, которые стали применять в наборе фанеру мореной и натуральной карельской березы, а также и березовые выплавки, то есть капы, наросты, наплывы на березе, отличающиеся богатством текстуры и оттенков. Широкое использование в наборной мебели, а также и в наборном паркете различных разновидностей березы придавало русскому маркетри особую светлую тональность, впечатление парадности в подаче материала. Обычно в качестве фона для наборных композиций использовали самые светлые сорта березы белой и волнистой, зачастую обогащенные гравировкой. В самих наборных картинах использовали все богатство палитры различных разновидностей березы. Особенно красивой казалась покрытая каким-нибудь красителем фанера из карельской березы, которая приобретала мраморовидный рисунок.

В конце XVIII столетия в связи с временным запретом на ввоз в страну ряда товаров, и в частности красного дерева (которое в связи с этим сильно вздорожало), русские мастера начинают искать альтернативу ценным колониальным сортам привозной древесины и открывают удивительные декоративные возможности березы.

Cчитается, что впервые карельская береза в фанеровке мебели была применена в конце 80-х гг. XVIII века крепостными мастерами князя П.В.Мещерского в его имении в Курской губернии. В 1790 году отдельные предметы из карельской березы были отмечены в описях убранства Павловского дворца. Но настоящая мода на светлое дерево, причем не только в России, но во многих западноевропейских странах возникла в результате наполеоновских войн и установленной 26 ноября 1806 года континентальной блокады, следствием которой явилось почти полное прекращение торговли экзотическими породами дерева. Мебельщики были вынуждены обратиться к поискам декоративных возможностей самых обычных, простых и доступных в местных условиях деревьев. В Западной Европе в отделке мебели стали использовать светлые сорта древесины клена, ясеня, платана, вяза, ильма, береста, тополя, туи, сикамора, апельсинового и лимонного дерева, акации — применение светлого дерева было связано и с изменением вкуса в сторону более уютных и менее формальных интерьеров, которые требовали более естественных натуральных цветовых сочетаний в отделке мебели. Однако все эти породы не могли сравниться по своим декоративным качествам с карельской березой, обладавшей необыкновенным разнообразием текстуры и рисунка с маленькими глазками темного тона и богатой палитрой золотистых оттенков — от янтарно-желтых до коричневато-охристых.

В первом десятилетии XIX века карельская береза и близкий к ней по цвету тополь становятся основным поделочным материалом при изготовлении мебели. Поисками новых отделочных материалов были озабочены не только мебельные мастера, но ведущие петербургские архитекторы, которые, по установившейся еще в первой половине XVIII века в России традиции, уделяли большое внимание проектированию предметов убранства дворцовых интерьеров, и, в первую очередь, мебели. Одним из первых к разработке мебели из березы обратился А.Н.Воронихин. В 1807-1812 гг. по его проекту построен в Павловском парке розовый павильон, названный так из-за обилия роз, окружавших его. Основу убранства этого павильона составляла изысканная мебель из карельской и волнистой березы и тополя с отделкой ручной вышивкой крестом по канве с изображением цветов.

Заложенные Воронихиным традиции отделки мебели были подхвачены и развиты К.И.Росси, который особенно плодотворно работал со светлым деревом. Непревзойденный мастер ампирного парадного интерьера, названный одним из современников «первым по вкусу и таланту», Росси предпочитал в отделке дворцовых залов сочетание позолоты с белым, а также сочетания золотисто-желтых, сиреневых и голубых цветов, придающих его творениям особую холодноватую торжественность и строгую изысканность. Отсюда его любовь к светлым породам древесины в отделке интерьеров и особое пристрастие к использованию карельской и волнистой березы в отделке мебели. Как и Воронихин, большое значение Росси придавал вышитой полихромной обивке мебели. Он сам разрабатывал мотивы орнаментов и колористическое решение вышивок, наиболее выгодно сочетающихся с цветом и текстурой натурального дерева.

Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, Росси часто вводил отделку в виде узких полосок черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметт, розеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Иногда бронзовые украшения заменяли мастичными, позолоченными под бронзу. Скульптурные элементы в мебели чаще всего окрашивались под патинированную бронзу или зачернялись. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы. Примечательно, что, в зависимости от материала, характер резьбы на мебели был различным. Он достигал необычайной тонкости в работах из красного дерева и липы. В изделиях же из карельской березы, отличающейся от красного дерева пестротой текстуры и неоднородностью тона, резьба всегда выглядела крупнее, несколько обобщеннее. Позолота в резьбе на карельской березе встречается значительно реже, чем на красном дереве.

В отличие от дворцовой обстановки, бытовая мебель для жилых комнат и вспомогательных помещений выполнялась из обычной или волнистой березы, без каких-либо украшений и отличалась более простыми, спокойными и удобными формами. Изготовленные домашними крепостными мастерами поместительные шкафы, комоды, диваны и кровати, столы и другая мебель своей непритязательной простотой хорошо увязывалась с обликом невысоких уютных комнат жилого этажа дома.

В проектировании бытовой мебели, как и дворцовой, русские мастера добивались своих особых приемов и оригинальных решений. Так, к самобытным творческим находкам отечественных мастеров можно отнести кресла-корытца со сплошной красиво фанерованной красным деревом или березой спинкой, а также кресла и стулья с подковообразной спинкой, украшенные резной зачерненной пальметтой. К типично русским решениям относятся оригинальные кресла с легкой дугообразной спинкой, плавно переходящей в локотники. Опорой спинки служили скульптурные фигуры парных грифонов в геральдической позе, атлантов, вазоны с цветами. Совершенно особняком стоит корпусная мебель последней четверти XVIII — первого десятилетия XIX в., своеобразно повторяющая в своей композиции формы каменной архитектуры. Эта мебель (главным образом, столы разнообразного назначения), выполненная из березы, ясеня или чинары, украшалась зачерненными деталями, позолоченной по левкасу резьбой и инкрустированными черными полосами, имитирующими своим рисунком каменную кладку.

В 1820-е гг. в моду входит декоративная роспись по светлому дереву масляными красками. Об этом увлечении вспоминает Е.П.Янькова. По обыкновению того времени, она пригласила для своих дочерей двух рисовальных учителей, вскоре девушки переняли мастерство, расписали «прекрасные ширмы из чинарового дерева в восемь половинок: верхние филенки — большие букеты цветов, рисованные по дереву, а средние … разные купидоны и барельефные фигуры; тогда это было очень модно, казалось хорошо, и знатоки ценили дорого»(!). Не менее модными были и вышитые вставки на мебели — здесь продолжались традиции отделки предметов обстановки, заложенные еще Воронихиным и Росси. Вышивка крестом по канве, синелью и гладью часто украшала ширмы, дверцы книжных шкафчиков, вставлялась в столешницы столиков различного назначения, особенно нарядно она выглядела в мебели, фанерованной карельской березой.

Новый всплеск моды на отделку мебели березой приходится на рубеж XIX-XX вв. и первое десятилетие XX столетия. Это связано с новым направлением в архитектуре и искусстве оформления интерьеров — ретроспективизмом — возвратом к прошлому, идеализацией дворянского быта «золотого века». Видные петербургские архитекторы создают по своим рисункам целые ансамбли неоампирной обстановки, фанерованные карельской, волнистой березой и тополем. Неоклассицизм становится стилем самых престижных районов Петербурга. Именно в Петербурге создается основное большинство неоклассической обстановки. Кресла-корытца, овальные и круглые столы на одной центральной опоре, вместительные диваны с локотниками в виде лебедей и химер нередко настолько напоминают оригиналы (т.е. настоящие образцы ампирной мебели), что отличить их почти невозможно. Однако приемы отделки уже не те: выполненная машинным способом фанеровка слишком тонка, а инкрустация черным деревом нередко заменяется окраской. Позаимствованные из античности резные элементы отделки мебели (лебеди, грифоны, химеры) уже не привлекают особой пластичностью резьбы и наивностью трактовки, придававшей ампирной русской мебели неповторимый оттенок человечности и «рукотворности». Однако даже предметы обстановки в неоклассическом стиле (не говоря уже о подлинных ампирных образцах), выполненных из карельской и волнистой березы, в наше время являются объектами пристального интереса коллекционеров и любителей старины. Ведь они давно снискали славу истинных шедевров отечественного мебельного дела.

И.К.Ефремова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник московского музея-усадьбы Останкино, Журнал Мир Мебели

Leave A Reply

Your email address will not be published.