Дизайн для «Парадиза»

802

31.07.2009 05:48
дизайн бутика эксклюзивной одежды

При проектировании любого интерьера, в первую очередь необходимо исходить из его функции. Если это частный интерьер – квартира, или дом – то в нём должно быть удобно жить — во всём многообразии смыслов, составляющих это понятие. Если интерьер коммерческий – магазин, ресторан, кафе или офис – то в нём должно быть удобно работать… Это кажется очевидным. Но это – не всё.
Коммерческий интерьер сам по себе должен являться средством производства и обязан активно работать как один из инструментов предприятия — средство конкурентной борьбы и эффективных продаж. Поэтому, приступая к работе над интерьером магазина, архитектор просто обязан поставить перед собой задачу: обеспечить эффективность предприятия. С этой точки зрения должны рассматриваться каждая линия чертежа, каждый дизайнерский приём, каждая деталь интерьера…
Чтобы реализовать поставленную таким образом задачу, нужно подойти к ней с двух сторон – со стороны продавца, и со стороны покупателя.
Со стороны продавца всё относительно просто. Наиболее важным моментом видится презентация товара (как по его количеству, так и по качеству самой презентации). Развёрнутая экспозиция наиболее полного ассортимента товара в выигрышном виде – залог успешной торговли. Немаловажна так же эргономика помещения — продавцу должно быть удобно обслуживать покупателя, перемещаться по магазину, доставать товар, контролировать обстановку в торговом зале…
Со стороны покупателя магазин должен, прежде всего, соответствовать его ожиданиям и представлениям. Во всём. Если это магазин торгующий достаточно дорогим, элитным товаром, то интерьер не может выглядеть дёшево – это вызовет недоверие к качеству. И наоборот, нельзя торговать дешёвым товаром в зрительно-дорогом интерьере – это отпугнёт покупателя, вызовет его недоверие к ценам. Внешность магазина должна точно соответствовать ценовой категории представленного товара.
Не менее важно стилистическое соответствие. Русский барокко – не слишком удачный интерьер для торговли джинсами. А дорогие меха плохо сочетаются с нео-конструктивизмом… (хотя, нужно отметить, что в этом правиле есть важное исключение — главную роль играет всё же не сам стиль, а способ его подачи).
В целом, формула «соответствие ожиданиям покупателя» соотносится с тем, что через данное соответствие магазин вызывает у покупателя доверие. А доверие является мощнейшим стимулом и побудительным мотивом к совершению сделки. Таким образом, интерьер включается в процесс конкурентной борьбы и эффективных продаж – в качестве активного и действенного инструмента.

Приступая к работе над проектом, о котором пойдёт речь, я ставил перед собой именно те задачи, о которых только что сказал выше.
Интригу создавало то обстоятельство, что работать придётся удалённо – я находился в Москве, а объект в Кемерово. Конечно, мне и раньше приходилось работать на расстоянии – с Заказчиком. Но впервые ситуация складывалась так, что отсутствовала возможность непосредственного посещения самого объекта – в моём распоряжении были только обмерные планы и фотографии…
Нужно было сделать магазин. И не просто магазин, а эксклюзивный бутик по-настоящему элитной современной одежды… Стильный товар! По «формуле соответствия» это требовало стильного интерьера…

paradis_001Прежде всего, требовалось обеспечить максимально развёрнутую экспозицию товара на сравнительно небольшой — 74 м.кв. – площади торгового зала. Сюда же нужно было уместить две удобные (!) примерочные, стойку администрации и тепловой тамбур. При этом, в зале присутствовали две несущие колонны, которые накладывали некоторые ограничения на планировочное решение… И очень важно было не создать ощущения тесноты – совершенно неуместного для элитного бутика. В подобном месте клиент должен чувствовать себя VIP. Ощущение клиентом себя – это тоже товар, причём весьма и весьма востребованный. А наша задача – продавать.

Для начала решено было избавиться от больших витринных окон, которые «съедали» внутреннюю полезную площадь и разрушающе действовали на ощущение уюта. Любому магазину необходима наружная реклама. Но совсем необязательно для этого превращать его в аквариум – тех же целей можно достичь и иными средствами. Поэтому витрины были безжалостно закрыты изнутри, а снаружи превращены в эффектные световые короба, т.е. сохранили свою рекламную функцию, а возможно и усилили её.
Основная идея внутренней планировки была заимствована у… человеческого мозга. Общеизвестно, что обширной площадью коры своего мыслительного аппарата человек обязан извилинам этой коры – именно они создают большую площадь в ограниченном объёме… По схожему методу решалась задача с размещением торгового оборудования в небольшом торговом зале – так, чтобы полезная площадь оказалась максимальной. При этом использовался т.н. «эффект перетекающего пространства», когда мягкое зонирование создаёт ощущение взаимопроникновения объёмов, увеличивая каждый на уровне восприятия.

Торговый зал был условно (!) разделён пополам – по осям несущих колонн. Таким образом, из одного объёма были получены два. А два – больше чем один. Особенно если исхитриться и сделать так, чтобы в каждой половинке было чуть больше чем 50% от целого… Математика такого не умеет… а архитектура – справится, если постараться.
Эффект «перетекающего пространства» был реализован за счёт размещения вдоль условной границы зон различных по высоте, насыщенности и функциональности объектов. Игра характером и степенью наполнения объёма создала здесь ту сложную организацию пространства, которая требовалась.

paradis_002Вокруг колонн были устроены небольшие подиумы, образовавшие начальную «складку» пространства. При этом на подиуме, выдвинутом ближе к входу в магазин, была создана инсталляция из манекенов и предметов декора, дающая на себя мощный акцент и сразу вовлекающая посетителя в стилистический ритм интерьера. Естественно, что манекены сохранили и своё практическое назначение.
Подиум, распложенный в глубине и близко от стены, был использован для установки торгового оборудования, «связывая» диссонирующую колонну. Этот наиболее высокий и объёмно-насыщенный участок условной границы, кроме прочего, выполнял ещё одну задачу, прикрывая вход в служебные помещения магазина. Между подиумами расположились, зеркально друг к другу, пара небольших, удобных и стильных дивана – место отдыха посетителей и примерки обуви. Напротив диванов логично разместились и стеллажи с самой обувью.

paradis_003Важным моментом стало взаиморасположение дивана и примерочных. Не секрет, что представительницы прекрасного пола любят выбирать одежду в компании – подруги, или мужчины. В нашем случае женщина, выходя из примерочной, в два шага оказывается перед спутником, с удобством ожидающим демонстрации мод. И не стоит забывать о том, что платит за покупку нередко именно спутник… а активные продажи – наша прямая задача.

paradis_004Основная масса торгового оборудования традиционно разместилась по периметру торгового зала, вдоль стен. Здесь тоже применялись небольшие хитрости, позволяющие выгодно использовать каждый дециметр площади. В результате, после установки достаточного объёма торгово-экспозиционного оборудования, в помещении осталось довольно много… свободного места. Интерьер магазина удалось сделать лёгким и открытым. Его плотная функциональная насыщенность остаётся незаметной.

Последними штрихами работы стали постановка света, колористическое решение и наложение фактур…
Формы кессонных потолков сразу создавались с учётом размещения скрытых инженерных систем и экспозиционного освещения. В магазине одежды свет играет первостепенную роль, и осветительное оборудование выбиралось здесь с особым тщанием. В результате была создана многоуровневая система управления освещением, позволяющая легко создавать различные световые сцены для разных участков помещения.
Цветовые и фактурные акценты придали интерьеру современную динамику – в соответствии со спецификой магазина. Для декорирования входов в примерочные была использована та же ткань, что и в обивке диванов. Это не только подчеркнуло стиль, но дополнительно связало зону отдыха и ожидания с примерочными.
Поскольку правильный подбор цветов и фактур возможен только «вживую», все материалы, предметы декора, торговое и осветительное оборудование выбирались и комплектовались в Москве, после чего были отправлены в Кемерово – контейнерами.

А через недолгое время я получил, в ответ, по электронной почте фотографии уже готового интерьера. Который спроектировал… но в котором никогда не бывал.

Юрий Дёмин

Leave A Reply

Your email address will not be published.