Новый закон о перепланировке

799

26.11.2004 19:46

последние изменения и дополнения к закону о перепланировке для г. Москвы

Комментирует СтройКонсул: Извращённая логика наших с вами избранников-законотворцев способна поставить в тупик любого нормального человека. Вместо того чтобы просто отменять устаревшие законы, и заменять их новыми, они плодят всяческие подзаконные акты (зачастую абсолютно незаконные) и издают новые законы: «О порядке внесения изменений и дополнений» в старые законы…То есть получается, что одновременно действуют два (и более) закона. Причём один предписывает: как читать и понимать другой. Чтобы что-то понять, нужно вооружиться ворохом бумаг и долго жонглировать ими, сличая написание отдельных слов, предложений и абзацев по перекрёстным ссылкам. Разобраться в этом бумажном потоке – подвиг Геракла.

Мы решили совершить этот подвиг для вас и выполнить за избранников их работу – создать документ, объединяющий в себе два ныне действующих закона г. Москвы о порядке согласования перепланировок в жилых домах.

За основу взят, ранее приятый, Закон г. Москвы № 37 от 29 сентября 1999 года «О порядке переустройства помещений в жилых домах  на территории города Москвы». В его текст нами внесены все поправки, согласно, недавно вышедшему, Закону «О внесении изменений и дополнений…» Все поправки выделены тёмно-синим шрифтом.

Получившийся документ даёт наиболее полное представление о существующих на данный момент в г. Москве правилах согласования перепланировок в жилых домах.

 

СВОДНЫЙ ЗАКОН О ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ

Закон г. Москвы № 37 от 29 сентября 1999 года

«О порядке переустройства помещений в жилых домах  на территории города Москвы»

с учётом изменений, внесённых Законом г. Москвы № 22 от 07 апреля 2004г.

«О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 29 сентября 1999 года № 37 «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы»

(под редакцией «СтройКонсула»)

 

Настоящий Закон принят в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Федеральным законом от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы» и направлен на обеспечение единого порядка в оформлении и проведении переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы, регулирование возникающих в связи с этим правоотношений между гражданами, юридическими лицами, органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления.

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе

  1. Помещение в жилом доме (далее — помещение) — объемно-пространственное образование в жилом здании, ограниченное стенами, перекрытиями и другими ограждающими конструкциями, оборудованное в соответствии со строительными нормами и правилами для использования по определенному в установленном порядке функциональному назначению, в том числе жилому, нежилому и общего пользования.

(часть 2-я исключена)

  1. Переустройство помещений — проведение в одном или нескольких взаимосвязанных помещениях строительных работ, в том числе работ реконструктивного характера (далее — реконструктивные работы), для их перепланировки или переоборудования в целях изменения эксплуатационных свойств помещений при сохранении общих технико-экономических показателей в пределах габаритов объекта переустройства.
  2. Смежные помещения — помещения, разделенные общими ограждающими конструкциями и междуэтажными перекрытиями.
  3. Управляющий жилым домом — лицо (физическое или юридическое), осуществляющее в силу законаправ собственности или правомочий, предоставленных собственником многоквартирного жилого домаили договора функции по управлению жилым домом, обеспечивая его сохранность и эксплуатацию в соответствии с действующими нормативными требованиями.
  4. Заявители — лица (физические или юридические), выступающие инициаторами проведения мероприятий (работ) по переустройству помещений в жилых домах.
  5. Многоквартирный жилой дом (далее — жилой дом) — жилое здание, включающее две и более изолированные квартиры.
  6. Уполномоченный орган — орган, специально уполномоченный Правительством Москвы принимать и рассматривать заявки на переустройство помещений

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

  1. Настоящий Закон регулирует правовые и имущественные отношения, возникающие при переустройстве помещений в жилых домах между заявителями и:

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при переустройстве помещений между заявителями и:

  • управляющими жилыми домами;
  • органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
  • гражданами и юридическими лицами, права и законные интересы которых затрагиваются и могут быть нарушены в ходе работ или в результате их проведения
  1. Положения Закона применяются при регулировании указанных в части 1 настоящей статьи отношений, возникающих на территории города Москвы с участием российских и иностранных физических и юридичес-ких  лиц,  лиц без гражданства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и международными договорами.
  2. Настоящий Закон устанавливает:
  • порядок оформления переустройства помещений затрагивающего и не затрагивающего несущие конструкции и общедомовые инженерные системы;
  • порядок проведения работ по переустройству помещений в жилых домах;
  • порядок государственного учета перестроенных помещений;
  • порядок государственного контроля за проведением переустройства помещений;
  • меры воздействия на граждан, должностных и юридических лиц, нарушающих требования настоящего Закона.
  1. Действие настоящего Закона не распространяется на перепланировку и переоборудование помещений, осуществляемые при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции жилищного фонда, регулируемые иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Установленный настоящим Законом порядок оформления переустройства помещений не распространяется на мероприятия, предусматривающие ремонт помещений, устройство (разборку)встроенной мебели, антресолей и замену без перестановки инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

(часть 5-я исключена)

Статья 3. Право граждан и юридических лиц на переустройство помещений

  1. Граждане и юридические лица вправе переустраивать помещения, если при этом улучшаются условия их использования и предварительно оформлены в соответствии с настоящим Законом разрешения и согласования, подтверждающие, что при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и законные интересы других лиц, обеспечивается сохранность жилых домов. При этом для переустройства:
  • жилых помещений необходимо согласие собственников или нанимателей этих помещений с учетом прав членов их семей или управомоченных ими лиц в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
  • помещений, находящихся в общей собственности, необходимо согласие всех собственников этих помещений (домовладельцев).
  1. Никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства помещений в жилых домах, если соблюдены все требования настоящего Закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов города Москвы.
  2. Перечни мероприятий (работ), относящихся к входящим в понятие «переустройство помещений» перепланировке, переоборудованию и реконструктивным работам, устанавливает Правительство Москвы. При этом дол-жно учитываться, что перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений, переоборудование проводится для приспособления помещений к новому функциональному назначению, реконструктивные работы, в том числе выполняемые в комплексе с работами по перепланировке и переоборудованию помещений, предусматривают частичные изменения в несущих конструкциях и (или) в архитектурном облике здания.

 

Глава 2. Порядок оформления переустройства помещений

Статья 4. Порядок получения разрешений на переустройство помещений

  1. Разрешения на переустройство помещений оформляются органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определенной Правительством Москвы, письменными распоряжениями должностных лиц, возглавляющих эти органы, по представлению уполномоченным органом заключений о возможности заявленного переустройства помещений. Сроки действия разрешений устанавливаются соразмерно объему и сложности разрешаемого переустройства.
  2. Для получения разрешений на переустройство помещений заявителями представляются на рассмотрение в уполномоченный орган:
  • копии документов о правах на занимаемые помещения;
  • заявление о планируемом переустройстве помещений с указанием перечня мероприятий (работ), режима и продолжительности производства работ с приложением письменного согласия управляющего жилым домом, оформляемого им в десятидневный срок. При этом управляющий жилым домом обязан ознакомить с намечаемыми мероприятиями собственников или нанимателей смежных помещений и оформить с учетом их желания акты о техническом состоянии смежных помещений. Один комплект указанных актов прилагается к заявлению. В заявлении должно быть приведено обязательство заявителя обеспечить свободный доступ в помещение должностных лиц для проверки хода и результатов переустройства;
  • копии поэтажных планов и экспликации помещений, подлежащих переустройству, полученные в органах технической инвентаризации. На поэтажных планах могут быть графически показаны планируемые мероприятия по перепланировке помещений и (или) перестановке оборудованиявнутри них, в том числе с его заменой аналогичным по параметрам и техническому устройству. При этом указанные мероприятия не должны затрагивать несущие конструкции, общедомовые инженерные системы и архитектурный облик здания;
  • проектная документация, обязательная для мероприятий, затрагивающих несущие конструкции, общедомовые инженерные системы или архитектурный облик здания, согласованная в установленном порядке ее разработчиками, а также договор об авторском надзоре за реализацией проекта по переустройству;
  • копии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на изменение функционального назначения помещений, если планируемые мероприятия по переустройству связаны с таким изменением;
  • письменное согласие на проведение переустройства всех собственников жилого дома или договор страхования гражданской ответственности заявителя перед третьими лицами за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу, возникшее в ходе работ или в результате переустройства
  1. Страхование гражданской ответственности за причинение возможного ущерба третьим лицам в ходе работ или в результате переустройства помещений осуществляется заявителями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 5. Ограничения по переустройству помещений в жилых домах

  1. При  переустройстве помещений в жилых домах не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических, экологических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий. Не допускаются мероприятия, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство балконов, козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений и т.п.) и подлежащие оформлению и реализации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов.
  2. Ограничения на отдельные мероприятия по переустройству помещений в жилых домах типовых серий, обусловленные их конструктивными особенностями, устанавливаются Правительством Москвы.

(статья 6-я исключена)

Статья 7. Сроки рассмотрения вопросов о переустройстве помещений

Продолжительность рассмотрения уполномоченным органом вопросов о возможности заявленного переустройства помещений не должна превышать одного месяца, включая время на экспертизу проектных решений.

Разрешение на проведение переустройства помещений или отказ в его выдаче оформляется в течение 10 дней со дня поступления в орган исполнительной власти представления уполномоченного органа

Статья 8. Условия выдачи заключений о возможности заявленного переустройства помещений

  1. Уполномоченный орган дает положительные заключения по проектам переустройства помещений при условии их предварительного согласования с надзорными органами в установленном Правительством Москвы порядке.
  2. Представленные на поэтажных планах планируемые мероприятия по перепланировке помещений, перестановке оборудования внутри них, в том числе с заменой аналогичным по параметрам и техническому устройству, не затрагивающие несущие конструкции, общедомовые инженерные системы и архитектурный облик здания, рассматриваются без предварительного согласования с указанными в части 1 настоящей статьи органами.

 

Глава 3. Порядок проведения переустройства помещений.

Статья 9.  Обеспечение безопасности и сохранности жилых домов

  1. Уполномоченный орган вправе предложить заявителям проведение за их счет дополнительной экспертизы проектной документации в случаях, когда заявленное переустройство помещений в жилых домах сопряжено с возможной угрозой безопасности и сохранности жилых домов.
  2. Разрешительные документы должны содержать следующие условия:
  • выполнение работ в строгом соответствии с проектными материалами;
  • обязательное привлечение разработчиков проектной документации к осуществлению авторского надзора за производством работ;
  • переоформление разрешительных документов в органе исполнительной власти при необходимости внесения каких-либо изменений в проектную документацию;
  • обеспечение доступа в переустраиваемые помещения управляющего и (или) его представителей, должностных лиц Государственной жилищной инспекции города Москвы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для проверки  соответствия осуществляемых работ разрешительным документам, проверки жалоб о нарушении режима производства работ и причинении ущерба другим лицам.

Неисполнение перечисленных в настоящей части условий является основанием для отмены разрешения на переустройство

  1. Возмещение причиненного ущерба осуществляется по соглашению сторон или в судебном порядке.

Статья 10. Ограничения по производству работ в жилых домах

  1. При разработке и согласовании предложений по продолжительности и режиму производства работ заявители и управляющие жилыми домами обязаны учитывать ограничения, установленные настоящей статьей. (второе предложение – исключено)
  2. В жилых домах в период проведения работ по переустройству помещений запрещается:
  • производить работы в воскресные и праздничные нерабочие дни;
  • начинать работы, сопряженные с шумом, ранее 9.00 часов и (или) заканчивать их позднее 19.00 часов;
  • применять при производстве работ оборудование и инструменты, вызывающие превышение нормативно допустимого уровня шума и вибрации;
  • вести работы без специальных мероприятий, исключающих причинение ущерба смежным помещениям;
  • загромождать и загрязнять строительными материалами и (или) отходами эвакуационные пути, другие места общего пользования;
  • использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и отходов без упаковки.

Факты нарушений требований настоящей статьи отражаются заинтересованными лицами в актах свободной формы, которые направляются в Государственную жилищную инспекцию города Москвы, органы внутренних дел, прокурорского надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора. Указанные государственные органы в соответствии с их компетенцией принимают к нарушителям меры воздействия, предусмотренные законодательством

  1. Общая продолжительность работ по переустройству помещений в жилых домах не может превышать четырех месяцев, если иное не предусмотрено в разрешительных документах. При необходимости продления срока производства работ вопрос решается в установленном Правительством Москвы порядке органом исполнительной власти, выдавшим разрешение.
  2. Заявители или привлеченные ими исполнители, приступая к переустройству помещений, обязаны сообщить об этом управляющему жилым домом или в уполномоченный орган, которые должны  зарегистрировать в журнале установленной формы даты начала и окончания работ (последняя определяется в соответствии с разрешенной продолжительностью работ). Одновременно согласовываются порядок и условия вывоза строительного мусора.

 

Глава 4. Государственный учет и контроль за переустройством помещений в жилых домах

Статья 11. Организация  технического  учета  изменений  в переустроенных помещениях

  1. Заявители, завершившие переустройство помещений, обязаны обратиться в территориальные органы технической инвентаризации с заявкой на внесение изменений в инвентаризационно-техническую документацию.
  2. Органы технической инвентаризации, выполняя обмеры в переустро-енных помещениях, проверяют соответствие произведенных изменений разрешительной документации и информируют о результатах органы исполнительной власти, выдавшие разрешения.
  3. По информации органа технической инвентаризации ранее выданные  разрешения снимаются с контроля. Установленные несанкционированные отступления от согласованных проектных решений передаются в уполномоченный орган, который дает оценку их допустимости.
  4. В случае признания фактических изменений в переустроенных помещениях недопустимыми органыисполнительной власти, решения которых были нарушены, принимают меры по привлечению нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством.
  5. Лица, осуществившие переустройство помещений без разрешения, а также с нарушением установленного порядка оформления разрешения, дол-жны оформить и зарегистрировать переустройство в соответствии с требованиями настоящего Закона.
  6. Лица, имеющие право пользования (собственности) помещениями, переустройство которых было произведено до возникновения указанного права, должны оформить и зарегистрировать переустройство. Органы исполнительной власти оказывают указанным лицам содействие в оформлении и регистрации переустройства.

Статья 12. Контроль за соблюдением порядка переустройства помещений

При осуществлении контроля за соблюдением установленного настоящим Законом порядка оформления и проведения переустройства помещений управляющие жилыми домами, должностные лица территориальных органов исполнительной власти и Государственной жилищной инспекции города Москвы обязаны:

  • проверять наличие разрешительной и проектной документации на переустройство помещений и следить за соблюдением предусмотренных в ней требований, установленных сроков и режимов производства работ, согласованных условий вывоза строительного мусора с объекта;
  • принимать меры для обеспечения доступа в переустраиваемые помещения при проведении проверок, обращаясь, в случае необходимости, за содействием в правоохранительные и судебные органы;
  • обеспечивать рассмотрение в установленном законодательством порядке обращений граждан и юридических лиц, связанных с осуществляемыми работами по переустройству помещений;
  • принимать в соответствии с законодательством необходимые меры для поддержания нормальных условий проживания и предупреждения ущерба жилым домам;
  • в случае возникновения угрозы состоянию несущих конструкций либо смежных помещений принимать меры для незамедлительной остановки работ, включая опечатывание помещений, в которых производятся работы.

 

Глава 5. Заключительные положения

Статья 13. Ответственность граждан, юридических и должностных лиц

  1. Привлечение к ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушение требований настоящего Закона осуществляется в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации и города Москвы.
  2. Управляющие жилыми домами, Государственная жилищная инспекция города Москвы информируют органы исполнительной власти, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органы технической инвентаризации о выявленных фактах несанкционированного переустройства помещений и несоответствия фактического состояния помещений их инвентаризационно-технической документации. Одновременно нарушителю предъявляется требование оформить произведенные изменения в установленном настоящим Законом порядке либо привести помещения в первоначальное состояние за свой счет.
  3. При непринятии мер к устранению нарушений установленного настоящим Законом порядка оформления и проведения переустройства помещений и их последствий:
  • органы местного самоуправления по ходатайству управляющего жилым домом обращаются в суд с исками  о продаже с публичных торгов помещений, находящихся  в собственности граждан и юридических лиц, в случаях, предусмотренных статьей 293 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • собственники жилых домов или управляющие жилыми домами, наделенные соответствующими полномочиями, принимают меры к расторжению договоров найма, аренды помещений, иных договоров, дающих право пользования помещениями.
  1. В случае если при переустройстве помещений, выполненном в соответствии с согласованной проектной документацией, был причинен ущерб помещениям и (или) имуществу граждан и юридических лиц, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством

(части 5-6-я исключены)
Источник: специально для «СтройКонсул»

Leave A Reply

Your email address will not be published.