Мир акустического комфорта

1 287

31.07.2006 20:40

звуковая среда в интерьере

Современный человек живет в мире звуков. В городских домах и офисах неустанно (и порой довольно громко) трещат радиоведущие, надрываются телевизоры, играет музыка, беспрерывно звонят телефоны и пейджеры, а также гудит, жужжит, пищит и тикает масса самой разнообразной техники. Увы, мы уже привыкли засыпать под «убаюкивающий» рев автомобилей за окном. Человечество отвыкло от тишины, и в итоге получило целый букет проблем – гипертонию и неврозы, стрессы и депрессии, а в результате – хроническую усталость.

Понятное дело, отказаться от достижений цивилизации мы уже не в состоянии. Но зато можно научиться контролировать уровень звука в помещении. Это вполне реально. Оказывается, достаточно лишь отделать стены, полы, потолки звукопоглощающими материалами (которые не отражают, а поглощают звук), и постороннего шума станет меньше. Вы, наверное, и сами замечали: стоит постелить на пол ковролин, а на стену повесить ковер, как в комнате становится тише и комфортнее. Все так. Но как быть, например, с потолком?

Как выяснилось, и эту проблему можно решить. Многие уважающие себя фирмы-производители плиточных подвесных потолочных панелей (ARMSTRONG, OWA, ECOPHON, AKUSTO, ROCKFON и LUXALON) уже давно выпускают так называемые акустические потолки, поглощающие звук.

Плиты потолков производства фирм ARMSTRONG, ROCKFON и OWA сделаны из минерального волокна, a ECOPHON и AKUSTO из пористой стекловаты – одного из лучших звукопоглощающих материалов. Потолки LUXALON – это алюминиевые перфорированные потолки.

Благодаря этому в помещении уменьшается «эффект эха» и снижается общий уровень шума. Причем, кроме своей прямой обязанности – поглощения звука – они обладают и другими замечательными качествами. Например, отвечают самым высоким требованиям пожаробезопасности и относятся к группе трудносгораемых материалов: стекло и минеральное волокно, которые входят в материал панелей, не горят.

Как и все изделия из стекловаты и минерального волокна, потолочные плиты акустических потолков – хороший утеплитель. Так что, смонтировав такой потолок, скажем, в офисе, вы убедитесь, что в помещении стало не только тише, но и гораздо теплее.

От звука, как правило, мы хотим определенности. Либо слышать его четко, без искажения, либо не слышать вовсе. Но в природе нет совершенства. Порой шикарный музыкальный салон многократно отражает мелодию, словно играет ею в «пинг-понг», «идеальная» переговорная выдает тайны почище любого предателя, а детская превращается в камеру, где пытают абсолютной тишиной (полное отсутствие звука расстраивает нервную систему). Чтобы изменить положение, иногда требуется лишь грамотно устроить подвесной потолок из акустических материалов.

Примечательно, что самый большой в мире торговый зал подвесных потолков (в том числе и акустических) находится в России, в Москве, и принадлежит компании «Торговая площадь». Здесь представлены материалы для любых помещений. Какие – куда, конечно, подскажут специалисты. Основные же параметры акустической отделки – коэффициент звукопоглощения (характеризует ее способность убирать эффект «эха») и звукоизолирующая способность

ПРАВИЛЬНЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ БАЛАНС

Шум является нежелательным звуком: ограничение уровня шума и повышение разборчивости речи – основные задачи, стоящие перед дизайнерами, архитекторами и акустиками при проектировании помещения, отвечающего современным строительным нормам.

При эксплуатации здания в последнее время предъявляются повышенные требования к акустической обстановке, а заказчики хорошо информированы о возможностях современной технологии в области акустики. Многолетняя практика подтверждает, что акустику можно регулировать, и дизайнеры оборудуют здания таким образом, чтобы обеспечить правильный акустический баланс. Промышленность идет в ногу с современными требованиями к акустической продукции, будь то потолки, напольные покрытия или стеновые панели.

Алан Тиссер, консультант-инженер по акустике, отмечает, что задача сегодня – создать строительные материалы, которые, помимо хороших акустических показателей, имели бы привлекательный дизайн и отличались функциональностью, прочностью и долговечностью. При акустическом проектировании следует учитывать категорию здания и его назначение: жилой дом или офисный центр, больница или школа, развлекательный центр или библиотека. Хорошую акустическую обстановку нельзя увидеть или потрогать – ее можно только почувствовать. Считается, что в помещении хорошая акустика, если оно имеет многоцелевое назначение и подходит для проведения разного рода мероприятий. При проектировании такого помещения следует учитывать три акустических критерия: слышимость, снижение уровня шума и звукоизоляцию.

СЛЫШИМОСТЬ

Это понятие также называют разборчивостью речи, и оно подразумевает, что речь говорящего нормальным тоном человека должна быть понятна без труда, причем его местонахождение в помещении не должно играть никакой роли. Разборчивость речи важна в учебных аудиториях, школьных классах, конференц-залах, театрах и т.д. При хорошей слышимости реверберация не должна быть слишком короткой или слишком долгой. Если реверберация очень долгая, слоги в словах сливаются и становятся нечеткими. Если очень короткая – обстановка становится безжизненной и неуютной. Функциональная способность материала поглощать звук является важным условием для получения хорошей слышимости и разборчивости речи.

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА

Шум порождает стрессы, и для решения этой проблемы в большинстве случаев требуется понижение уровня звукового давления в помещении. Это в первую очередь относится к помещениям, где наиболее вероятен высокий уровень шума, например в столовых, игровых комнатах, ресторанах и так далее. Способ понижения уровня шума – снизить уровень отраженного звука за счет применения звукопоглощающих материалов при отделке потолка и стен. Это также приведет к снижению времени реверберации.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ

Звукоизоляция – эффективная акустическая изоляция одного помещения от другого, например, двух смежных офисов. Звуковая изоляция имеет четыре аспекта: ослабление звука за счет потолочной системы (если отсутствует стена между нижним и верхним перекрытиями), снижение уровня звука за счет стен (включая двери и окна), проникновение звука через стены и потолок (по воздуховодам, через дверные пороги и т.д.) и снижение уровня звука непосредственно в помещении. Необходимая степень звукоизоляции зависит от требований заказчика к уровню конфиденциальности, и лучшее проектное решение – это правильный акустический баланс потолочной системы и стен.

РАЗБОРЧИВОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ

Находящийся в помещении человек слышит звуки двух типов: прямой и отраженный.

Прямой звук попадает непосредственно от говорящего к слушателю, на него не влияют никакие условия в помещении, кроме расстояния между говорящим и слушателем. Прямой звук – это звук, который мы слышим в первую очередь, и именно он играет основную роль для разборчивости речи при условии достаточной громкости.

После прямого звука человек слышит отраженный звук, который складывается из отражений звукового сигнала от всех поверхностей помещения. Каждая из этих волн имеет собственную амплитуду и собственное время прибытия к слушателю. Время прибытия зависит от расстояния, пройденного каждой отраженной волной, а ее уровень – от конфигурации помещения и звукопоглощающих характеристик каждой поверхности. Волны, отраженные от твердых поверхностей вблизи говорящего, следуют непосредственно за прямым звуком, и это улучшает разборчивость речи, усиливая речевой сигнал. Однако при этом происходит отражение звука от других поверхностей помещения, и отраженные волны прибывают с большей разницей во времени после прямого звука, что может снизить разборчивость речи. Особенно это касается случаев, если такие отражения не были значительно снижены за счет применения звукопоглощающих материалов.

Разборчивость речи зависит от уровня прямого и быстро отраженного звука (чем выше, тем лучше), реверберирующего звука (чем ниже, тем лучше) и фонового шума (чем ниже, тем лучше). Наличие звукопоглощающих материалов в помещении снижает уровень реверберирующего звука (время реверберации) и фонового шума, то есть производит благоприятный эффект.

РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЗВУКА

К помещениям с высоким уровнем шума, вызванного большим количеством одновременно говорящих людей, относятся рестораны, конференц-залы, спортивные комплексы, крытые плавательные бассейны, школьные столовые, выставочные залы, залы ожидания железнодорожных вокзалов и т.д.

В таких помещениях нередко встречается высокий уровень фонового шума, который колеблется от 75 до 95 дБ (А). Такой уровень шума возникает в результате речи, является стабильным на протяжении всего времени мероприятия и часто называется «гвалтом». Очевидно, что как только шум достигает определенного уровня, люди вынуждены повышать голос, чтобы продолжить общение. Критерием возможности общаться является описанная выше разборчивость речи, определяемая как соотношение между уровнем звука речи и уровнем фонового шума. Для продолжения общения в шумной обстановке требуется, чтобы громкость речи возрастала от нормальной к повышенной, затем к громкой, а затем к крику.

При определенной акустической обстановке в помещении с большим количеством людей возникает ситуация, когда люди сами являются и причиной, и жертвой акустического эффекта, известного как «эффект выскочки». Поскольку подсчет таких ситуаций затруднен, непросто определить параметры, которые можно использовать при расчете. Однако опять следует учесть, что применение звукопоглощающих материалов может оказать значительное влияние в подобных ситуациях, помогая снижать уровень нежелательного шума.

О ЗВУКОВОЙ СРЕДЕ

«Эффект выскочки» сопровождается дискомфортом, который особо ощущается в ресторанах, столовых, торговых центрах, плавательных бассейнах, детских яслях, больших школьных классах и других закрытых помещениях с большим скоплением одновременно говорящих людей. Подобные помещения выигрывают от применения для отделки потолков и стен акустических материалов с коэффициентом шумоподавления NRC 0,5 или более, что значительно снижает уровень шума.

МЕЖКОМНАТНАЯ ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ

Для защиты помещения от шума, проникающего извне, его следует должным образом изолировать. Акустические требования к ряду зданий описаны в строительных нормативах, но в большинстве случаев достаточно указать акустические характеристики отделочных материалов для стен и потолка. Уровень звукоизоляции зависит от характеристик материалов, используемых внутри самого помещения, а также конструкций, отделяющих его от соседних помещений, а именно: — Разделяющих стен — Перегородок, облицовки, напольных покрытий, потолков — Светильников и оборудования, встроенного в потолок — Путей проникновения звука по вентиляционным системам, воздуховодам и т.д. — Путей проникновения звука по стыкам перегородок с потолками, каркасными структурами и фасадными элементами, установка которых требует должной квалификации

О ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ

Для помещений сферы обслуживания необходим следующий уровень звукоизоляции:

— Звукоизоляция свыше 40 дБ (А) требуется в случаях, когда индивидуальная или групповая речь внутри помещения не должна быть слышна в соседних комнатах

— Звукоизоляция свыше 35 дБ (А) требуется в случаях, когда речь внутри помещения должна быть до некоторой степени неразборчивой для людей в соседнем помещении

— Звукоизоляция свыше 30 дБ (А) рекомендуется для помещений с минимальными звукоизоляционными требованиями.

Требования к звукоизоляционным характеристикам потолка не всегда совпадают с приведенными выше значениями. Чтобы определить требования к каждой части помещения, следует учитывать также характеристики стен, полов и других материалов (см. выше).

НЕКОТОРЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ПОТОЛКИ

ARMSTRONG ULTIMA/FREQUENCE — Потолочные акустические плиты (Голландия) Назначение: организация звукопоглощения и звукоизоляции в технологических и общественных помещениях учебных, развлекательных и спортивных заведений, больниц, предприятий транспорта и общественного питания.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ:

Размеры: 600х600 мм, 600х1200 (только для Ultima), толщина 19 мм. Вес – 0,48-1,9 кг. Монтажная высота:10-15 см. Сырьевой состав: минеральное волокно, покрытие – краска, сохраняющая акустические свойства. Свойства: удельный вес – около 5 кг/м2; средневзвешенный коэффициент звукопоглощения – 0,7/0,75; звукоизолирующая способность – 35 дБ (Ultima), 37 дБ (Frequence); влагостойкость – до 95% при температуре +30°C; коэффициент светоотражения – 90%; класс огнестойкости – Г1 (слабогорючие).

Поскольку плиты Ultima покрыты слоем клея, стеклохолстом и покрашены краской, их видимая декоративная поверхность имеет повышенную жесткость и прочность, т.е. гораздо более устойчива к трению, царапинам и другим видам повреждений, чем стандартные потолки. Дизайн: цвет – белый; лицевая поверхность Ultima – слегка текстурированная без перфорации, Frequence – с мелкими «червоточинками».

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ:

Это жесткие плиты белого цвета, которые монтируются на видимую подвесную систему шириной 15 или 24 мм. Они не только обеспечивают «правильную» передачу звука внутри комнаты, но также препятствуют его распространению в другие помещения и проникновению шумов извне.

Исследования показали, что потолок Ultima «съедает» 35 дБ, a Frequence – 37 дБ. То есть за стенкой, возможно, будут слышать: в зале говорят, но не будут слышать, что именно. Коэффициент звукопоглощения у Frequence тоже чуть выше – 0,75 (против 0,7 Ultima). Этот потолок специалисты особо рекомендуют для офисов, разделенных перегородками. Хорош он и в переговорных, конференц-залах, ресторанах, кафе, столовых. Оба материала подходят для использования в помещениях с высокой влажностью, а плиты Ultima можно даже мыть щеткой. При испытаниях они выдерживали без ущерба для поверхности 150 циклов такого «жесткого» обращения. Исследования доказали также способность этого материала воспринимать ударную нагрузку, которую можно ожидать при эксплуатации в коридорах и спортивных залах. Ultima – еще и самый что ни на есть «школьный» потолок. В учебных заведениях его можно монтировать буквально везде, в том числе в лабораториях и влажных помещениях. Если речь идет о торговых, развлекательных и медицинских учреждениях, крупных офисах и предприятиях транспорта, то там он эффективен почти везде: исключение составляют помещения с интенсивным движением.

ECOPHON GEDINA  — Потолочные акустические плиты (Швеция) Назначение: организация звукопоглощения в технологических и общественных помещениях, спортивных залах, плавательных бассейнах, игровых комнатах, процедурных кабинетах и операционных больниц, в офисах, учебных и компьютерных залах, кафетериях, вестибюлях, музыкальных классах.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ:

Размеры: 600х600 мм, 1200х1200 мм, 1200х600 мм, толщина 15 мм. Вес изделий – 0,48-1,9 кг. Монтажная высота: 10-15 см. Сырьевой состав: стекловолокно, штапельное волокно, декоративная отделка – материал Akutex Т. Свойства: удельный вес – около 1,32 кг/м2; средневзвешенный коэффициент звукопоглощения – 0,9; влагостойкость – до 95% при температуре +30°C; коэффициент светоотражения – от 26 до 87 (в зависимости от цвета плиты); класс огнестойкости – Г1 (слабогорючие). Дизайн: восемь основных оттенков – белый, светло- и темно-серый, желтый, абрикосовый, розовый, голубой и зеленый. Лицевая поверхность матовая, шероховатая, пористая, но фактура при большой высоте помещения практически не видна.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ:

Мягкие плиты рассчитаны не на звукоизоляцию, а на поглощение воздушных шумов: разговоров, шагов, телефонных звонков, шума работающих механизмов. Время реверберации (то есть пока звук «гуляет» от стены к стене) потолок Gedina снижает до 0,5 сек. Притом, что в бассейнах и спортзалах оно может достигать 4-6, а на рабочем месте в офисе обязано не превышать 0,6 сек. Материал лучше справляется с низкими частотами (с которыми, кстати, сложно бороться), чем плиты из минерального волокна, но немного уступает им на высоких. Что касается средневзвешенного коэффициента звукопоглощения, то у Gedina он весьма велик – 0,9, отчасти благодаря специальному покрытию Akutex Т. Покрытие придает потолку декоративность и улучшает звукопоглощающие свойства. Его поверхность имеет множество микроскопических пор специально подобранной величины и плотности. Поры выполняют основную акустическую «работу», а стекловолокно только довершает дело. Плита с таким покрытием считается лучше аналогов, изготовленных только из стекловолокна. Плиты влагостойки, не расслаиваются при демонтаже, не ломаются при ударе. Их поверхностный слой отражает и рассеивает свет, таким образом, потолок не «бликует» и в помещении с искусственным освещением светло и комфортно. Выглядит материал неброско, но прекрасно смотрится как в спортивных залах, так и в небольших офисах. В квартирах использовать его имеет смысл, если потолки высокие – не менее 3 м.

OTTAWA FIBRE — Потолочные акустические плиты (Канада) Назначение: организация звукопоглощения в технологических и общественных помещениях, в спортивных залах, плавательных бассейнах, складах, процедурных кабинетах и операционных больниц.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ:

Размеры: 600х600 мм, толщина 16 мм. Монтажная высота: 10-15 см. Сырьевой состав: стекловолокно высокой плотности, декоративная отделка – белая виниловая пленка. Свойства: средневзвешенный коэффициент звукопоглощения – 0,65; влагостойкость – до 97% при температуре +30°C; коэффициент светоотражения – 80%; класс огнестойкости – Г1 (слабогорючие). Дизайн: белый, текстура – «рогожка», «червоточинки».

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ:

Канадская мягкая плита изготавливается из стекловолокна высокой плотности, обработанного специальными водоотталкивающими добавками. Ее виниловое покрытие рельефного рисунка – окрашенное и микропористое. Микропоры нужны для того, чтобы дать возможность «работать» стекловолокну, поскольку рельеф поглощает только незначительную часть звуковой волны. И все-таки эти подвесные потолки в «акустике», конечно, уступают аналогам без винила, зато вне конкуренции в отношении влагостойкости. Они не поглощают влагу из воздуха и спокойно выдерживают пребывание в помещении с относительной влажностью 97%. Могут использоваться при отсутствии отопления и кондиционирования, позволяют сухую и влажную уборку, не расслаиваются при демонтаже, успешно противостоят умеренным ударным нагрузкам.

 

Однако на самом деле не стоит полагать, что достаточно смонтировать акустический потолок, установить акустические панели – и помещение полностью изолировано. Не все так просто.

Подбором материалов и их установкой должен заниматься специалист-акустик. Ведь иногда достаточно правильно установить всего несколько акустических элементов, и проблема будет решена. Для этого, конечно, специалист должен ориентироваться в рынке, отслеживать новинки и т.д.

Надо сказать, что идеального варианта не существует. А вот идеальную комбинацию нескольких видов акустических потолков (этакий звукоизолирующий пирог) можно подобрать. Дело в том, что разные потолки по-разному работают при разных частотах. Для низких частот прекрасно подойдут потолки ARMSTRONG, OWA, LUXALON, а для высоких – ECOPHON и AKUSTO.

Монтаж подвесных плиточных потолков не займет много времени. Профессиональные монтажники проведут его быстро, без лишнего шума и пыли. Схема простая – к капитальному потолку крепится система из подвесов и реек, а на рейки укладывают плиты. В образовавшемся пространстве можно, например, проложить коммуникации.

Как ухаживать за акустическими подвесными потолками? Ведь рано или поздно плиты неизбежно загрязнятся, особенно если потолок находится на кухне или в помещении магазина и т.п. Существует два способа чистки потолочных панелей – сухой и влажный. Если чистить «сухим способом», лучше воспользоваться пылесосом. А некоторые модели потолочных плит можно протирать влажной губкой («влажный способ»).

Что же касается сферы применения акустических потолков, то, наверное, проще сказать, где они не применяются – настолько они универсальны. Акустические потолки – незаменимая вещь для школьных классов, лекционных аудиторий и конференц-залов. Они отлично подходят для больничных помещений (в процедурных и смотровых кабинетах, в операционных), хороши в плавательных бассейнах, игровых комнатах, спортзалах. Звукопо-глощающие подвесные потолки – отличный вариант для кухонь, кафетериев, супермаркетов, офисов и других общественных помещений…

Это, разумеется, далеко не все, что можно рассказать об акустических потолках. С их помощью можно создать тишину в помещении. А значит – сберечь наши нервы и здоровье.

СЛОВАРЬ АКУСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Эффект выскочки — В закрытых помещениях с большим количеством людей гвалт, производимый множеством голосов, вынуждает говорящего повышать голос, чтобы быть услышанным. Такой постепенный переход от речи нормальной громкости к крику называют «эффектом выскочки».

Разборчивость речи — Термин характеризует понятность устной речи, то есть различимость и идентифицируемость слов и фраз, а также гласных и согласных, из которых они состоят.

Nrc – коэффицент шумоподавления — Численная характеристика среднего звукопоглощения, определяемая согласно ATSM 423 90а, как кратное 0,05 среднее арифметическое значение полученных измерением коэффициентов звукопоглощения в четырех третьоктавных диапазонах с центральными значениями частоты 250, 500, 1000 и 2000 Гц.

Время реверберации — Время в секундах, требующееся распространяющемуся в замкнутом пространстве звуку для затухания до одной миллионной (60 дБ) от сетей начальной интенсивности после умолкания источника звука. Время реверберации зависит от частоты и обычно измеряется в третьоктавном или октавном диапазоне.

Звукопоглощение — Преобразование звуковой энергии в тепловую (вследствие трения) при прохождении звука сквозь толщу материала, столкновении с поверхностью или резонансе столба воздуха в помещении.

Средневзвешенный коэффициент звукопоглощения — численный показатель среднего звукопоглощения, измеренного в соответствии с EN ISO 11654. Согласно этому методу, значения, полученные в соответствии с EN ISO 20354, преобразуются в октавные полосы с базовыми значениями частоты 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и наносятся на график. Затем стандартная эталонная кривая накладывается на полученные значения до получения максимального совпадения. Полученная величина находится в пределах между 0,00 и 1,00 и округляется до кратности 0,05, например – 0,65.

Ослабление звука — Термин используется для описания прохождения звука из одной комнаты в другую при наличии общего потолочного пространства.

Звукоизоляция — Общий термин, описывающий изменение характеристик звука при его проникновении из одного помещения в другое через разделяющую их преграду.

Dncw – средневзвешенная разница уровней звука, обеспеченная подвесным потолком — Численное выражение лабораторных измерений звукоизоляции двух соседних помещений, обеспеченной подвесным потолком при распространении звука по воздуху в общей потолочной пазухе. Определяется согласно EN ISO 717-1 на основании значений, измеряемых в соответствии с EN 20140-9 в третьоктавном полосном диапазоне частот 100-3150 Гц.

ОБСУДИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

Где можно заказать расчёт акустических свойств помещения:
Название Описание Контакты Скидка*
г. Москва
1 Hertz & Lumen (Герц и Люмен)  расчёт акустических свойств помещений  788-33 23; 788-33 24
2  
3      

Источник: Газета Стройка №5 (2003)

Leave A Reply

Your email address will not be published.