Архитектура и дизайн — что в начале?

22
25.03.2004 01:33

как выбрать исполнителя проекта и качество архитектуры

Комментирует СтройКонсул: Замечательная статья! Автор точно и профессионально поднимает актуальные вопросы современного архитектурного дизайна, причём делает это с позиции заказчика — потребителя услуг дизайнеров и архитекторов. Правда, нам показалось, что автор (почему-то) изначально предполагает в заказчике человека навсегда придавленного наследием стереотипов советских времён.
И ещё. Нам бы хотелось поспорить с автором статьи, по поводу жёсткого разграничения деятельности архитектора (планировка и эргономика пространства) и дизайнера (художественное оформление). С нашей точки зрения, современные понятия «дизайн интерьеров» и «архитектурный дизайн» подразумевают создание пространственных решений, а не только эстетическое оформление интерьера. Профессия дизайнера находится на стыке таких профессий как архитектор и художник-оформитель, и тесно переплетается с ними. Современный дизайнер обязан идти всё дальше — в доскональное изучение технологий и материалов, в вопросы постановки света, распространения звука и т.д. Ведь качественный интерьер — это многокомпонентный целостный продукт.
Мы позволили себе несколько сократить статью, удалив из неё материал, относящийся сугубо к Калининградскому региону, в котором проживает и трудится автор.
Если задаться целью, то с помощью цветных журналов можно получить массу советов по поводу оформления интерьера вашей квартиры. Но мало где встретишь практические советы по выбору архитектуры, или хотя бы рекомендации по выбору архитектора или мастерской. Для нашего человека непривычно. Хотя вроде бы очевидно: оформление интерьера квартиры можно менять раз в три-пять лет, а вот её планировку — и в целом архитектурное решение, — поменять практически невозможно. Стоимость архитектуры на порядок выше интерьерных решений, и ошибка здесь практически неисправима. Тем удивительней, что при возникшем разнообразии предложений этому уделяется очень мало внимания.
Историческое неумение.
Но сначала о том, что вроде понятно почти любой хозяйке, об интерьере. Любая хозяйка в мечтах свивает гнёздышко, которое обставляет вазами, салфетками и обоями в диагональный узор. То есть занимается «разработкой интерьера». Во-первых, он более нагляден и обозрим, чем архитектура, — следовательно, более понятен. Во-вторых, практика дизайна исконно понятна женщинам: каждая женщина занимается им утром перед зеркалом.
Дизайнерским решениям оформления квартиры посвящены многочисленные страницы глянцевых журналов, но никто почти не приучен выбирать то, что лежит на более раннем шаге – само тело, т.е. архитектуру. И дело здесь не в нехватке денег.
Это неумение имеет глубокие корни. Свои мечты хозяйка (хозяин) придумывали, сидя в родовой двух- (трёх)-комнатной хрущёвке. И сидючи там, они мечтали только об одном: о большом пространстве. А если конкретно – о метраже. И когда подходит время выбирать новую квартиру, главным и определяющим при выборе становится метраж по формуле: чем больше, тем лучше. Запас карман не тянет. Это как измученный жаждой человек, добравшийся до источника, пьёт и не может остановиться, не может определить реальную меру своих жизненных потребностей.
Вторым аспектом, определяющим сегодняшний выбор квартиры, чаще всего является район расположения будущей квартиры и её строительное состояние. Третьим – планировка квартиры. До сих пор ходит среди покупателей термин-мутант времён брежневской эпохи: «улучшенная планировка». – «А планировка улучшенная?» — «Конечно!» — И клиент доволен, и риэлтер не соврал, потому что «улучшенной» она является только относительно дискомфортной планировки стандартной хрущёвки. В брежневские времена было с десяток массовых планировочных схем многоэтажных домов, в современном же строительстве стандартных планировочных схем нет вообще. И люди ещё не привыкли, что «улучшенной» уже давно нет – есть разные… что не они должны приспосабливаться к своей квартире, а она должна «не жать» в плечах и талии…
И уж где-то далеко, в абстрактно-эстетических пространствах, при выборе квартиры лежит аргумент про «хорошую архитектуру». Хотя, как ни парадоксально, даже в пределах одной цены можно выбрать совершенно разное архитектурное качество. Но для этого следует хотя бы представлять, как выбирать «архитектурное качество», и как оно может влиять на перспективную стоимость вашей недвижимости.
На скорую руку.
В своё время, до дефолта, на рынке жилья в подмосковье сложилась парадоксальная ситуация. Всё подмосковье было застроено особняками в самом первом новорусском стиле: трёхэтажный куб из красного кирпича с обязательной башенкой. Строительные организации пекли их как пирожки, и в первые несколько лет рынка этот архитектурный типаж действительно лидировал в продажах. Но потом в течение одного года такие дома вдруг перестали продаваться. Превратились в абсолютно непродажные – более сотни готовых особняков стояли несколько лет полностью готовые к заселению. И когда один клиент захотел построить себе другой (как он считал – нормальный) особняк, заказал архитектурной мастерской хороший проект и пошёл в банк брать кредит, ему в кредите отказали. Банковский клерк сказал, что рынок перенасыщен и спроса на особняки такого метража нет: «Смотрите, сколько непроданных стоит». На все аргументы о другой архитектуре и другом качестве клерк отвечал: «рынок забит нереализованными предложениями». Для него эта материя – «архитектура», — казалась слишком тонкой и не влияющей на продажи.
Клиент и без банка построил-таки себе хороший особняк, но пример достаточно точно показывает инерцию массового отношения «рыночных людей» к архитектурной материи. Её вроде бы невозможно пощупать, и в какой-то мере это спровоцировано неопределённостью самого понятия – «хорошая архитектура». Что это такое? Есть ли критерии?
Как вычислить лучших.
Выбрав архитектуру, или архитектурный «тип» жилья, волей неволей встаёт вопрос о выборе фигуры архитектора или архитектурной мастерской. Как и во всякой узкоспециализированной отрасли в таком случае вы не найдёте прямых публичных рекомендаций: этот хорош, а тот плох. Среди архитекторов, как и среди юристов, существует корпоративная солидарность: никакой архитектор никогда не будет публично критиковать другого архитектора (если только тот не занимает пост начальника). Так что сами архитекторы вам публичных советов давать не будут. Да и они были бы некорректны.
В любом случае следует ориентироваться на те мастерские, чьи проекты за последние 5 лет несколько раз воплощались в камне. Это значит как минимум, что вы имеете дело с практикующим сегодня архитектором, который вместе с клиентом прошёл за последние 5 лет путь изменения всех требований: заказчика, инстанций и строительных технологий. Точно так же следует узнать, какие объекты строила выбранная вами строительная фирма, и не полениться съездить и поговорить с жильцами о качестве её работы.
Есть несколько достаточно простых формальных критериев регионального качества работы архитектора или архитектурной мастерской. Они отражают попытку движения архитектора в современных проектировочных тенденциях. Например, те первые 10 калининградских архитекторов, которые перешли на проектирование на компьютере, явно стараются следовать сегодняшним тенденциям. Или кто спроектировал (а ещё лучше начал строить) подземные гаражи, или получил за последние 10 лет премии на архитектурных конкурсах. Или кто имеет свой сайт или пишет нечто вроде диссертации или теоретических статей… То есть когда наблюдается современный, уже несоветский тип активности, косвенно связанной с качеством профессиональной деятельности.
Как выбирать качество архитектуры.
Как ни странно, всё-таки можно сформулировать два критерия архитектурного качества. Жалко, что их нельзя проверить авансом. Так качество кирпича можно проверить, только его сломав… Во-первых, главный для клиента критерий — индивидуальное ощущение комфортности, насколько уютно семья чувствует себя в новой квартире (доме). Когда и сам дом, и его планировка в идеале соответствует тому, что называется «структурой повседневности» конкретной семьи. Если для хозяина самым главным местом в доме является ванная комната – он с удовольствием «живёт» там по несколько часов подряд, — то и размер и обустройство её должны быть соответствующие, что влияет на планировку всей комнаты или особняка. Или другой пример, отрицательный. Хозяева сделали гостиную комнату 18 м2, заставили хорошей мебелью, приглашают гостей. Но те чувствуют себя в ней неуютно, разговор не клеится, хозяйка мечется между кухней и гостиной. Пока наконец все не перебираются на кухню, где под звук закипающего чайника и разговор стал складываться, и из гостей каждый нашёл себе уютное местечко… В итоге гостиная становится местом демонстрации семейных достижений в виде мебельных гарнитуров и того самого дизайна интерьера, в который с таким удовольствием окунаются хозяйки. А ведь технические возможности сегодня позволяют сделать «перетекающую планировку» (см. любой американский фильм, как у них устроено кухонное пространство).
Обычно такие нюансы хозяин начинает учитывать тогда, когда покупает уже вторую или третью квартиру, когда на своей шкуре избыл неодолимое желание огромной квадратуры, «чтобы всё было как у людей». Но можно ведь учиться и на чужих ошибках…
И вторым, общественным качеством, является срок морального старения самого архитектурного решения. То есть проходит 10 (30, 70) лет, наши потомки смотрят на этот дом, и говорят: да, хороший дом, умели раньше строить, не то что сейчас.
Сегодня на рынке сложилась такая ситуация, что архитектурное качество становится всё более частым. В Германии в этом смысле существует строгий отбор: проходит 20 лет после массового строительства в данном квартале, и по немецким нормам дома следует сносить и строить новые. Если архитектура дома прошла испытание временем, то его оставляют как представляющий культурную или историческую ценность, а остальные сносят. Проходит ещё 20 лет – ценных домов ещё прибавилось… так и получается естественный исторический отбор умножения архитектурного качества. А у нас хорошо ты построил, плохо ли – стоять будет, пока сам не упадёт… И маленькое замечание напоследок. Если при покупке квартиры продавец нажимает в первую очередь на то, что все СНиПы соблюдены и квартира просто замечательная, это означает, что никакой собственно архитектурной аргументации в пользу именно этой квартиры или дома у него нет. Ведь соблюдение СНиПа означает только лишь соблюдение строительных норм. А они и в хрущёвках неплохо соблюдались… Некоторые архитекторы говорят, что если архитектор поработал хорошо, то впоследствии дизайнеру останется только довершение облика квартиры. Потому что главный выбор делается на уровне выбора тела. А всё остальное – уже украшения.
Источник: Александр Попадин, Журнал СтройИнтерьер № 9 (18)

Leave A Reply

Your email address will not be published.