Идея, формирующая жизненное пространство

17
16.01.2004 12:33

Взаимосвязь интерьера и экстерьера

Комментирует СтройКонсул:Прекрасная статья! Автор объёмно и взвешенно рассматривает вопросы взаимодействия интерьера и экстерьера здания, приводит интересные примеры и практические рекомендации. Статья даёт довольно целостное представление о существе вопроса, предоставляет пищу для собственных размышлений и идей. Несмотря на сравнительно небольшой объём, статья достаточна информативна. Весьма рекомендуется для чтения, как профессиональным дизайнерам, так и частным застройщикам.

Как известно, вопрос о соотношении формы и содержания является едва ли не основополагающим в любом виде искусства. Дизайн и архитектура в этом смысле не исключение. Ведь, по сути, жилище человека – это не замкнутая в себе система, оно неизменно существует лишь в контексте архитектуры самого здания, того стиля (или стилей), в котором выполнен его фасад. Попытаемся установить возможные связи между интерьером и экстерьером, а заодно ответить на вопрос: насколько оправданно в наши дни стремление привести форму (эстетику архитектурных форм) и содержание (внутреннее убранство) к «общему знаменателю»?Пожалуй, наиболее полно идею взаимосвязи интерьера и экстерьера выразил в своем творчестве финский архитектор Алвар Аалто. Он первым стал проектировать большие витринные окна с тем расчетом, чтобы человек, находящийся снаружи здания, мог составить себе отчетливое представление об интерьере помещения. И наоборот – если человек попадал внутрь такого дома, ему открывался великолепный вид на улицу со всеми ее парками и зелеными ансамблями. Впрочем, данный пример нельзя назвать характерным. Он скорее призван в несколько гротескном виде продемонстрировать необходимость создания связей между интерьером и экстерьером. Хотя положение о связи архитектурных форм и дизайна комнат не стоит понимать буквально. Так, в помещениях здания XVIII века (коими так богат исторический центр Петербурга) вполне уместен интерьер в стиле постмодерн. И никакого противоречия здесь нет. Связь между «внутренним» и «внешним» заключается не в прямых соответствиях и явных цитатах, а в наличии некоей эстетической идеи, заданной фантазией дизайнера. Именно эта идея (иначе говоря, эстетическая задача) помогает привести к гармонии, казалось бы, несопоставимые вещи. Так, например, использование приема контраста при создании интерьера и экстерьера будет оправдано только при наличии осознанной авторской концепции. Иначе мы получаем совсем даже не эстетическую «мешанину».Эклектика или «компот»?Эстетическая идея (задача), о которой шла речь выше, важна не только при установлении соответствий между интерьером и экстерьером. Занимаясь дизайном самих комнат, следует руководствоваться ею не в меньшей степени. Причем здесь принципиально возможны два варианта: первый заключается в том, чтобы все (начиная с оформления стен и заканчивая мебелью и даже… столовыми приборами) выполнять в едином стиле. Ярчайший пример – творчество великого архитектора Ле Корбюзье, который все проектировал сам, вплоть до вилки и ложки. Но можно пойти и другим путем, предполагающим смешение различных стилей в пределах одного здания (или комнаты). Речь идет о ставшей чрезвычайно популярной в последнее время эклектике (буквально – «сопоставление несопоставимого»). Поскольку данный прием представляет особый интерес, остановимся на его описании чуть подробнее.Удивительно, но в России эклектика была в моде уже начиная с 40-х годов XIX века (например, в пределах одного дворца могли соседствовать барокко и классицизм: в каждом зале – свое направление). Затем интерес к эклектике несколько поубавился, зато в конце XX столетия он разгорелся с новой силой. Сейчас дело иногда даже доходит до абсурда: человек хочет, чтобы дизайнер оформил его кухню в стиле hi-tech, спальню – в духе барокко, а, скажем, с гостиной у него ассоциируется стиль модерн начала XIX века. Может быть, такой «компот» и имеет право на существование, но ведущие дизайнеры едва ли посоветуют нечто подобное. Гораздо целесообразнее понимать эклектику как смешение различных стилей в пределах одного помещения. Собственно говоря, здесь и проявляется искусство хорошего дизайнера: только незаурядное чувство меры и развитой вкус позволяют человеку сделать из нескольких (часто противоречащих друг другу стилей) нечто единое. А скрепляет все эти элементы интерьера все та же идея. Ведь без нее профессиональная дизайнерская работа просто немыслима.Функциональная красотаСуществуют ли пределы полету дизайнерской фантазии? В некотором смысле – да. Ведь любой специалист данного профиля ограничен требованиями и пожеланиями, предъявленными ему заказчиком (за исключением тех случаев, когда клиент полностью отдает все бразды правления дизайнеру, а такое бывает нечасто). Впрочем, утверждение проекта интерьера, как правило, носит компромиссный характер, и в связи с этим любопытно обратиться к теме, которую можно условно обозначить «функциональность интерьера». Дело в том, что не каждый заказчик реально представляет себе, какой из стилей будет наилучшим образом соответствовать его ритму жизни.Кроме того, при выборе того или иного стилевого направления надо учитывать и индивидуальные особенности темперамента (как видим, дизайн связан не только с архитектурой, но даже и психологией). Так, практически все стили, существующие на сегодняшний день, безо всяких натяжек можно поделить на две большие группы (в зависимости от их отнесенности к южному или скандинавскому типу темперамента). Стили, тяготеющие к изяществу, изысканности, стремлению к сокрытию конструктивных элементов, – это, естественно, юг (Испания и Италия). Минимализм, порой переходящий в аскезу, доминирование конструктивных форм над всякого рода украшениями – это, напротив, черты «северных» стилей (немцы и т.д.). Поэтому, прежде чем остановить свой выбор на каком-либо стилевом решении, стоит задуматься и о таких, на первый взгляд не имеющих отношения к делу, особенностях собственного «Я».

Источник: Алексей Резенков Журнал Top-Manager #28/2003

Leave A Reply

Your email address will not be published.