Дом для идальго

650

Знакомство…

На момент знакомства с объектом, он представлял собой недостроенную коробку из красного кирпича, весьма эклектичной архитектуры.

Дом состоял из массивной центральной части, высотой в два этажа и двух крыльев:
одно из которых представляло собой неправильной формы двухуровневую башню, соединённую на уровне второго этажа с основной частью дома крытой галереей;
второе – низкую, вытянутую пристройку, в которой размещался гараж и бассейн.
Дополняло картину массивное крыльцо, выступавшее из главного фасада.
В целом строение казалось несколько хаотичным, что усугублялось ассиметричным расположением разноразмерных окон. При этом внутренняя планировка дома соответствовала потребностям владельцев и в существенных изменениях не нуждалась.
Задача состояла в формировании именно внешней эстетики здания, не меняя его общей архитектуры.

Вкусы хозяев – молодых людей, ведущих по-настоящему активный образ жизни – тяготели к южно-европейскому стилю. Хотелось чего-то в итальянском, или испанском духе – с оттенком старины, но без лишнего уклона в архаику… И без характерных мотивов мавританского стиля, в принципе достаточно присущего архитектуре северного Средиземноморья… То есть задача ставилась сложная, несколько противоречивая, и интересная.

Камнем преткновения здесь была башня. Её форма и способ сопряжения с центральным блоком строения создавали ощущение некоторой инородности… Эта башня была словно не отсюда – из другой эпохи, из другого архитектурного стиля… вообще – будто бы деталь не от этого дома…
Дом словно делился на две неравные части: башня – слева, и центральный блок с низким правым крылом. Этот диссонанс и породил основную идею дизайна. Недостаток было решено превратить в достоинство.

Дом должен возникать постепенно…

При строительстве загородного дома, многие стремятся получить в результате настоящее «родовое гнездо» — ощутить себя владельцем, своего рода, «фамильного замка». Но редко кому удаётся добиться подобного впечатления… Не получается! Оказывается, недостаточно стилизовать архитектуру знания «под старину» и устроить внутри каминный зал, чтобы почувствовать себя в атмосфере родового владения.
Дело в том, что современные частные дома строятся быстро и сразу (что вполне естественно). А настоящие «фамильные гнёзда» возникают постепенно – строятся, ремонтируются и перестраиваются целыми поколениями, неся на себе отпечаток смены архитектурных традиций и эпох… Такие дома всегда немножко «неправильные»… Такие дома имеют Историю, и через эту историю обретают настоящую душу – то, чего так не хватает современным постройкам и то, что так бесполезно пытаются отыскать в «новоделах» архитекторы и владельцы…

У современного дома не может быть Истории – на её обретение нужно время… Дом должен «пожить» долгой и странной жизнью домов … Но… Если Истории нет, мы можем её придумать – на то мы и творцы-человеки! А от придуманной до настоящей Истории – уже гораздо ближе…

Обычно, перед началом проектирования, архитектор составляет для себя Техническое задание. На этот раз, вместо Технического Задания я решил написать историю…

История…

Сначала была Башня…
Она возникла в суровые времена, когда слова «мой дом – моя крепость» ещё не стали метафорой, а имели вполне конкретный и непосредственный смысл… Башня была защитницей – она защищала построивших её людей от непогоды, врагов и других напастей, которых всегда хватало…
Башня была не одинока – возле неё притулились конюшня, амбар, хлев для скота, хозяйственный двор и его постройки… Но Башня всегда была главной. Она, как жившие в ней люди, — была воином и хозяйкой округи.
Шло время. В мире становилось спокойнее. Теперь Башне всё реже приходилось защищать своих хозяев от врагов. Она стояла посреди южной равнины, окружённая виноградниками и сонно нежилась в лучах щедрого италийского солнца… Потомки тех, кто когда-то возвёл Башню становились многочисленнее, им было уже тесно в старых строениях. Люди построили рядом с Башней большой, приземистый дом и перебрались в него. Башня стала пустовать. Она была уже старой и была не прочь немного отдохнуть…

А люди менялись. Всё реже они брали в руки оружие, всё чаще занимались мирным трудом. Их становилось всё больше. У них было много земли, овец, лошадей… Они разобрали часть старых построек и сделали к дому большую, удобную пристройку, где поместилось всё нужное для хозяйства. И однажды они решили, что старой Башне пора снова послужить им.
Они отремонтировали Башню, поправили и укрепили кладку, заложили нижние бойницы и сделали Башне подарок – огромные деревянные крылья… И Башня стала мельницей. Ей нравилась её новая работа, она снова почувствовала себя молодой…
Менялись эпохи. Хозяева башни благоденствовали, беды обходили семью стороной, и Башня (которая всё-таки оставалась Башней и помнила суровое прошлое) тихо радовалась, мирно вращая своими большими крыльями…

Вскоре люди пристроили к старому дому второй этаж и соединили его с Башней крытым переходом, под которым устроили ворота на задний двор усадьбы. Мельница стала не нужна им, и они сняли с Башни износившиеся крылья. Башня была не против – ей было очень интересно, что будет дальше… Мир вокруг постепенно менялся – в хозяйстве стало меньше лошадей, появились какие-то странные железные звери с колёсами вместо ног… С высоты своего роста Башня видела, как люди проложили по равнине странную дорогу из двух железных полосок, и по этой дороге иногда пробегало похожее на сказочного дракона существо, выбрасывая клубы дыма и хрипло крича голосом, напоминающим рёв мула… Тогда Башня вспоминала, что она – Башня, и готовилась снова защитить людей… Но странный дракон никогда не приближался к мирной усадьбе, и Башня перестала обращать на него внимание.
Она давно уже чувствовала себя частью большого, общего дома и с большим удовольствием играла с детьми в старые времена, понарошку защищая их от соседских мальчишек, с которыми у тех была ненастоящая война…
А потом один мальчик, который особенно любил играть с Башней во всякие рыцарские игры, стал совсем взрослым… Он заново отремонтировал весь дом, оштукатурил стены, перестелил крышу, открыл заложенные бойницы, вставил в них окна. В старом амбаре он устроил большой бассейн, а конюшню оставил конюшней… но только называется она теперь странным словом «гараж» и живут там эти непонятные железные звери с колёсами вместо ног. А лошадей в хозяйстве совсем не стало.

В Башне молодой хозяин устроил себе кабинет и библиотеку. Он часто теперь сидит в Башне вечерами, читая какой-нибудь старый рыцарский роман… И Башня заглядывает через плечо хозяина в книгу, вспоминая как она была Башней, а потом — мельницей… Ей особенно нравится одна книга – про, такого же как она, воина, который стал старым и сражался с, такими же как она, мельницами… Ну и напридумывают же люди историй!..

Воплощение…

Когда История была готова, настало время достоверно воплотить её, что называется, «в камне»…

Одним из проблемных моментов проекта было, как уже говорилось, ассиметричное расположение окон и их разноразмерность. Здесь царил ощутимый беспорядок. Это лаконично сочеталось с придуманной концепцией, но, кроме того, фасад имел довольно большие пустые плоскости, которые хотелось как-то оживить…

Так были придуманы декоративные картуши, которые должны были обрамлять окна и продолжаться по фасаду, создавая его своеобразную ритмику…
При этом, картуши словно бы намекают на наличие старых, заложенных окон, что весьма удачно позволяет реализовать придуманную Историю – про старый дом, который неоднократно перестраивался. Кроме того, использование картушей позволяло обыграть ряд не очень удачных сопряжений элементов здания, и тематически объединить их применением общего приёма декорирования.
Картуши были придуманы и нарисованы в нескольких вариантах. В конце концов решили остановиться на лепном контуре, заполненном облицовкой из фактурного натурального камня (китайский сланец). Это как раз создавало умеренную эклектику в использовании и сочетании материалов. Тут главное – не перестараться и не скатиться в откровенную бутафорию, что не редко случается при попытке создания стилизованного дизайна.
В качестве основной отделки фасада была выбрана обычная цементная штукатурка, выполненная с «аккуратной небрежностью»…использовать здесь готовые декоративные штукатурки, или выводить стены с особой тщательностью было бы неуместным.

Для усиления эффекта было решено снабдить вполне современные окна деревянными наличниками из искусственно состаренной, тонированной доски. В перспективе у некоторых окон должны появиться и деревянные фальшставни (выполненные по аналогичной технологии обработки дерева) которые придадут дому дополнительное очарование…

Далее, фактурная облицовка гармонично распространилась на цоколь здания и внешние части дымоходов. Довольно удачно получилось обыграть, таким образом, дымоход, вертикально рассекающий линию главного фасада – над крыльцом.

Со стороны гаража стена полностью облицована камнем – чтобы избежать загрязнения штукатурки во время мойки машин. Хозяева, как уже упоминалось, ведут действительно активный образ жизни, и к дому будут нередко подъезжать квадроциклы, весьма и весьма требующие помывки.

Точно выверенного решения требовала кровля… Учитывая неординарную форму здания, нужно было детально соблюсти пропорции высот и свесов… В результате кровля была максимально занижена – она как бы несколько прижимает здание к земле, гармонизируя его объёмные пропорции.

Общее стилистическое решение дополняют декоративные балки, выпущенные под свесами кровли. Они имеют особую форму, для точного воспроизведения которой пришлось разрабатывать отдельные эскизы и чертежи.

Продолжение следует…

На прилагаемых фотографиях можно видеть дом непосредственно после завершения отделки фасада… это ещё не создаёт всей полноты впечатления – не убран строительный мусор, не облагорожена территория.

Предполагается обсадить дом быстрорастущим декоративным плющом, который в течение буквально 2-3 лет быстро оплетёт фасад зеленью… Вот тогда нужный эффект будет достигнут в полной мере. Представьте себе как это будет выглядеть… А если умело добавить к экстерьеру несколько деталей – старое тележное колесо, небрежно прислонённое к цоколю; деревянную бочку у водосточной трубы… Тут главное – соблюсти меру.

Leave A Reply

Your email address will not be published.